Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Парящие над Солярисом

09 августа, 09:56

Два публичных человека покинули Киев ради науки, собственной карьеры и по другим соображениям, которые обычно не афишируются, но создают мотивацию переездов. Оба имели отношение ко многим современным проблемам украинской политики и часто писали и говорили в эфирах о языке, культуре, истории и будущем Родины. Оба четко формулировали свои убеждения и пользовались поддержкой людей, разделявших их взгляды. Оба намеревались изменить страну в контекстах своей личной философии и не воспринимали идей со стороны. Оба были откровенны в оценках и часто становились рупорами контроверсий. Один уехал в США, а другой — в неизвестном направлении, чтобы сосредоточиться на исторических и философских исследованиях по близким им темам. Уже обосновавшись на новых местах избранной жизни, эти два человека произнесли напутственные слова для оставшихся в Украине друзей, почитателей и единомышленников. Собственно, они и взволновали меня своими эмоциональными параллелями. Два украинских историка, два журналиста, исповедующие разные политические взгляды, сказали очень похожие слова.

Один: «Ревізію української історії зроблять без нас. Її роблять у Москві, її роблять у інших географічних центрах, рясно розсипаних по політичній мапі світу. Нам треба, мені особисто треба, дізнатися правду. Я не хочу жити в брехні, і тому те, чим займаюсь, є руйнацією міфів, які називають національними, але які насправді є абсолютно деструктивними і перетворюють наш народ на стадо. Якщо стадо хоче залишатися стадом — нехай залишається; а я — вільна людина і хочу жити у вільній країні».

Другой: «Киев никогда не был моим городом! Его мещанская природа (причем природа именно сельских мещан), в последние годы получившая солидную подпитку от львовских рагулей, его язык, стремительно вернувшийся к канонам все того же Голохвастого, его упорное желание отринуть собственную историю — все это неистребимо! Городская культура этому городу противопоказана, она всегда будет на задворках, тут всегда будут править Черновецкие и Яворивские. Только Киев и киевляне могут так агрессивно и даже гордо отвергать родной язык, не изучая при этом никакого иного. Нет, сколько бы лет я тут ни прожил, этот город никогда не будет моим».

Первая цитата взята из интервью однозначно проукраинского публициста Данилы Яневского http://www.

wz.lviv.ua/interview/121073, а вторая — из странички Livejournal однозначно пророссийского деятеля той же нивы Владимира Корнилова. http://t-34-111.livejournal.

com/tag.

Не собираюсь расставлять этические и смысловые акценты в разных и в то же время схожих мнениях коллег. Все мы имеем право жить где хотим, высказывать свои убеждения, отстаивать их, любить и ненавидеть среды своего проживания. В данном случае симптоматична неудовлетворенность страной и людьми, высказанная столь разными персонами. Господину Корнилову не нравится, что мы не ходим строем под звуки «Прощания славянки» и предпочитаем тихие мещанские радости вместо «борьбы за народное дело». Пану Яневскому противен современный украинский традиционализм, начиненный советской мифологией. В обоих случаях образ реальной Украины оказался несовпадающим с философией двух журналистов, и, в обиде на разочаровавшую их страну, идейные антагонисты из Донецка и Черновцов покинули пенаты.

Их частный выбор оказался трендом. Обижаться на страну вообще и отдельные черты ее характера свойственно многим жителям и гражданам Украины. Простые ругают правительство, парламент и первых лиц страны за протекающие крыши, плохие дороги и т.п. Непростые, занимающие посты во властной иерархии, недовольны склонностью темного люда чинить самосуд над насильниками- милиционерами и выходить на площади, мешая нормальной жизни городов. Оппозиционеров не устраивает аполитичность масс. Журналистов — качество оппозиции. Артистов — зрители, продавцов — покупатели, писателей — читатели. Все словно воспарили над реальной страной и с высоты своих представлений изучающе рассматривают в иллюминаторы Солярис-Украину. Как в замечательном романе Станислава Лема, мы — в поиске собственных, идеализированных образов и миров с более совершенной цивилизацией. А в нашем мире воспринимаем только изображения примитивного прошлого, без мыслей и фантазий о грядущем. Парадокс романа и современной действительности — в абсолютной идентичности людей и созданных океаном Соляриса фантомов. Неизвестно, кто кого судит и кто кого изучает: большая планета со встроенным в нее разумом вселенского масштаба или самонадеянные астронавты, решившие заглянуть в непостижимые для человека сферы.

Украина тоже не поддается схоластическим приемам изучения со стороны и реагирует на эмоциональные вибрации своих граждан. Мы разочаровываемся, она отвечает безразличием, мы любим — порождаем волны ее симпатий; дышим ненавистью — она пропитывается злом. Но как сменить полюс чувств, не зависимый от разума и возникающий под действием многих несправедливых и неприятных вещей?

Христианская мораль рассматривает уныние, разочарование и озлобленность грехом, исходящим из общего недуга — утраты веры. В светской трактовке постулат работает, как притча о попавших в кувшин лягушках. Одна смирилась с судьбой и погибла, другая взбила молоко в масло и выбралась, почувствовав под ногами опору. От психологов и многих авторитетных людей мы постоянно слышим: не сдавайтесь, противодействуйте жизненным невзгодам, тогда они отступят. Но когда заходит речь о политике и экономике, мы не воспринимаем дельных советов, и если не впадаем в уныние, то удаляемся на безопасное расстояние от проблем страны, рассуждая о ней, как о неведомой планете.

«Мы прилетели сюда такими, каковы мы есть на самом деле», — говорит один из героев романа С. Лемма. — «Но когда другая сторона показывает нам нашу реальную сущность, ту часть правды о нас, которую мы скрываем, мы никак не можем с этим смириться!» Хорошее напутствие для парящих над страной любящих и презирающих ее созданий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать