Почти философия в условиях почти войны
Возможно, когда до твоего города дошли боевые действия, не самым своевременным и адекватным занятием будет пытаться мудрствовать на высшие темы. С другой стороны, в Донецке еще не совсем война. К тому же ключевой смысл всего того, что происходит в последние месяцы в Украине, особенно в Донбассе, может заключаться именно в том, чтобы мы, будучи зацикленными на повседневных заботах и сакрализируя приходящее-уходящее, наконец-то перевели свое внимание на что-то более важное и существенное.
У Виктора Цоя есть такие слова: «Дети минут никогда не поймут круговорота часов». Говорить о том, как часто мы выступаем в роли этих «детей минут», особо не приходиться. Да, мы, конечно, самые лучшие, самые умные, самые красивые и заслуживаем всех благ, но порой, лишь пройдя через различные беды, мы начинаем более трезво смотреть на себя и поднимать свой взгляд хотя бы немного выше горизонта.
К слову, о горизонтальном и вертикальном. Под распространенную в советское время мантру «Наука доказала, что Бога нет» пытались подставлять какие-то основания из естественных и технических наук. Но до сих пор остается загадкой, когда, кто и с помощью какого эксперимента в рамках этих наук доказал отсутствие Творца. Нынче же Украине в подобном духе мы зачастую пытаемся объяснить наши кризисные реалии исключительно в рамках уже общественно-гуманитарного знания, думая, что тем самым видим за деревьями лес. Но этого явно недостаточно...
Украинскому этапу зимы-весны-2013—2014 со всеми его фатально-кровавыми перипетиями, дошедшими к лету до привычно спокойной и тихой шахтерской столицы, нужно дать конкретное имя. Дать имя — в одном из библейских пониманий этого выражения, то есть определить сущность, разгадать смысл. Ведь должно быть вполне очевидным, что общественные потрясения, которые уже полгода переживает Украина, отсылают не просто к тем или иным политическим, экономическим, культурологическим или каким-нибудь другим чисто внешним явлениям и процессам, но и к чему-то более стержневому...
Тут еще вопрос, как мы реагируем на все эти наши фатально-кровавые перипетии. Наверное, неуместно говорить о каком-то морально-патриотическом выигрыше, когда фотографии с убитыми в ходе АТО в Донецке вызывают целую тенденцию мракобесных реакций со стороны лиц, которые, судя по всему, считают себя большими патриотами. Стоит еще раз подчеркнуть, что в данной ситуации речь идет об определенной тенденциозности, а не просто о подборке частных случаев.
К сожалению, реализация нашими украинскими войсками своих функций для некоторых диванно-патриотических кругов становится поводом устраивать танцы на чужих могилах, причем танцы откровенно мерзкие (так же, как и в тех случаях, когда определенная группа людей высмеивала погибших активистов Майдана). Надо понимать, что от такого гнусного ликования хорошей жизни ждать не следует, нация от этого только проиграет, и на страну это может навлечь очередное горе.
Кто-то скажет, мол, людей довели, и теперь они так реагируют. Что ж, если мы соответствующую диванно-патриотическую общественность будем считать действительно доведенной, давайте тогда вспомним логику Эммануила Канта. Поведение человека, конечно же, может быть предопределенно какими-то факторами. Но только в некоторой мере, а не полностью. Иначе не было бы смысла в праве — преступника в таком случае «отмазывал» бы фактор среды, в которой он сформировался. Но у нас всегда и в любых условиях сохраняется внутренняя свобода выбора между добром и злом. И за этот выбор мы несем личную ответственность.
Кстати, эта логика Канта присутствует в его «шестом доказательстве существования Бога», за которое булгаковский персонаж Иван Бездомный хотел отправить философа на три года в Соловки...