Последний забой
Или Реверс Донбасса в Украину неминуемВпервые я увидел массовую акцию шахтеров в 1992 году. Это было в Луганске, где я был в командировке. Тогда группа усталых и угрюмых людей пикетировала здание обладминистрации. Шахтеры требовали зарплату, при этом они ритмично стучали пластиковыми бутылками по асфальту. Здание Арбитража находилось совсем рядом с обладминистрацией и мне показалось, что работники судебного органа совсем не обращают внимания на эти шумовые эффекты. Привыкли, наверное.
Действительно, кого можно было удивить в те времена пикетом? Забастовки и стачки шахтеров проходили в рамках процессов, которые шли по всей территории Советского Союза, а в донбасском регионе они носили массовый характер.
Период распада СССР. Эпоха разрушения представлений об идеалах прошлого. Невыплата зарплат, талоны на продукты и прочие «радости» переходного периода.
Советская машина была сломана, но не сдавалась. Донбасс всегда имел сильное влияние на политический климат Украины. Огромная масса людей, которая в свое время считалась привилегированным классом, попала в другое измерение, другой мир.
Шахтеры обладали довольно высоким уровнем дохода среди советских рабочих, поскольку советское руководство делало ставку на повышение зарплат в добывающих секторах экономики. Тяжелый, неквалифицированный и опасный труд хорошо оплачивался, поэтому люди шахтерской профессии довольно болезненно восприняли новую реальность. Адский труд, риск для жизни, унылые индустриальные пейзажи, дым, старые дома, чернота. Все то же самое, только с большой задержкой усеченной зарплаты...
Бороться за свои права необходимо, тем более людям профессии, связанной с огромным риском. Шахтеры не были уязвимее учителей и врачей, но именно их мобильность и организованность легче было использовать в борьбе с независимостью Украины.
В те далекие времена борьбу с независимостью и Киевом возглавляли «красные директора», а в более поздние годы к ним присоединились хищные нувориши. Не думаю, что все они ставили задачу сделать Донбасс самостоятельным или присоединить его к России, но вцепиться ястребиным когтем в горло Украине им удалось.
Шантаж и вымогательство стали нормой донецких и луганских князьков. Киев, по их мнению, всегда был им должен, а Россия рисовалась этакой кормилицей, которая предоставляла региону дешевый газ и прочие вкусности. Настоящую цену российской помощи многие поняли только сейчас, когда все маски были сброшены и «русский мир» вышел в донецкую степь во всей своей первородной красе.
Миф о суровых шахтерах, которые по своей инициативе сметают премьеров и президентов, сродни сказке о том, что Донбасс кормит всю Украину. Шахтерское протестное движение практически всегда было управляемо, любые попытки самостоятельности жестоко пресекались. Ярким примером стал день 24 августа 1998 года, когда в городе Краснодоне спецподразделение «Беркут» атаковало шахтеров, требовавших выплаты задолженностей по зарплате. Кровавая драма произошла в день независимости Украины, что тоже стало символичным, а главой областной администрации на тот момент был Александр Ефремов...
Случай в Краснодоне, пожалуй, выбивается из общей канвы событий протестного движения горняков. Практически всегда шахтеры стучали бутылками и касками сколько надо и когда надо, что и подтвердило их последнее выступление в Киеве, где они выступали практически за сохранение монопольного положения ДТЭК Рината Ахметова.
История про регион, который гордился тем, что никогда не «гонит порожняк», печальна и горька. Оказалось, что «гонит Донбасс порожняк»! Еще как «гонит»!
Донбасс был оккупирован еще в 90-е годы. Грабительская, дикая приватизация. Уничтожение профсоюзного движения. Сращивание правоохранительных органов с криминалом. Отсутствие экономической, а значит и политической конкуренции... Все это привело к возникновению бесчеловечного, варварского, раннефеодального плацдарма, который впоследствии стал угрозой всей Украине.
Призывы услышать голос Донбасса всегда заканчивались тем, чтобы создать благоприятные условия нуворишам осваивать бюджетные средства. Близость к власти всегда гарантировала возможность жить безбедно в бедной стране. Увы, это касалось не только Донбасса.
Что же касается самих шахтеров, то они и их подросшие дети, стали более зависимыми от своих работодателей и церемониться с ними стали много меньше.
Шахтеров уже не спрашивали, с ними не было нужды договариваться. Они уже давно в схеме. Сначала они ездили автобусами голосовать в другие регионы по открепительным талонам. Потом помогали гопникам отбирать на избирательных участках у наблюдателей фотокамеры. Затем ездили на антимайданы, поддерживали режим Януковича. А потом некоторые из них взяли в руки автоматы и пришили шеврон несуществующей страны...
Итог закономерен, но было бы некрасиво винить только жителей Донбасса в том, что они стали разменной пешкой в чужой игре, но поражает бездумность и беспечность людей, которые сделали все, чтобы накликать на свою голову разруху и войну.
Украина действительно задолжала Донбассу, только не тем, кто набил и набивает свои карманы до сих пор. Кому война... Украина задолжала украинцам Донбасса. За неосуществленные национальные проекты, за то, что позволила отдать Донбасс в лизинг проходимцам (это случилось во время президентства Леонида Кучмы), для которых Украина — пустой звук. И еще за то, что оставила в опасности патриотов во время войны.
Мы очень долго жили в стране глухих, где, при соблюдении условной толерантности, царили мир, добро и справедливость. Мир в Украине обеспечивался только одним условием. Если «донецкие» у власти и у кормушки, то это и было условием понимания и гармонии между двумя мирами — миром глухих и слышащих. Может и Донбассу пора услышать? Пусть не нас, а хотя бы себя. Тогда и нам будет легче бороться за независимость. За нашу общую независимость!
Люди хотят жить лучше, стремятся изменить свое незавидное положение. Труд горняка — ежедневный риск. Каждый забой может стать последним. В борьбе за права Ахметова и Януковича шахтеры преуспели. Теперь у них есть не только адский труд, риск для жизни, унылые индустриальные пейзажи, дым, старые дома и чернота. Теперь у них еще и война, с пустыми глазницами домов, воронками от снарядов, батальоном «Восток» в Макеевке.
Донбасс в полном объеме вернется под контроль Украины. Действенные реформы ускорят этот процесс. Реверс Донбасса неминуем, как неминуемо и наказание для тех, кто бессовестно торговал будущим его жителей.
24 августа 1998 года пикетирующих шахтеров зверски избил «Беркут» и рядом с горняками не оказалось никого. 30 ноября 2014 года «Беркут» избил студентов на Майдане, а суровых шахтеров также не оказалось рядом...
Нашими общими врагами являются бедность, коррупция и беззаконие. Что мешает нам посмотреть поверх барьеров и быть вместе рядом? Плечом к плечу.