Перейти к основному содержанию

Призрак железного занавеса

27 июня, 11:42

Визит президента Порошенко в США в основном подавался как успех. В первую очередь в том, что он прошел до возможной встречи Трампа и Путина. Важность этого вроде бы в том, что наш президент мог лично изложить позицию Киева и тем самым еще больше привлечь Вашингтон на нашу сторону.

Представляется, что такой подход страдает определенной легковесностью. Конечно, символы в дипломатии играют важную роль и фраза Трампа, что для него большая честь принимать украинского президента в Белом доме в этом смысле сыграла свою роль. Однако, не следует это переоценивать.

США играют в собственную игру, в которой интересы Украины учитываются исключительно в той мере, в которой они совпадают с собственно американскими. И не на миллиметр больше.

Другое дело, что мы оказались в той географической и политической точке, в которой, наряду с Ближним Востоком, эти интересы затронуты в максимальной степени. Отсюда и разговоры о большой чести и прочих дипломатических и пиаровских экзерсисах.

О том, что идет очень большая игра, говорят факты и события во времени совпадающим с визитом, но при этом не прямо с ним связанным.

Во-первых. В Сирии обостряется противостояние США, Ирана и России. Сбиваются сирийские самолеты и иранские беспилотники. Уже две танковые колонны сирийской правительственной армии и иранской Хезболлы разбомбила американская авиация. И ничего Россия с этим сделать не может. Надо понимать восточный менталитет. Это серьезный удар по престижу Кремля и этим воспользуются так называемые союзники — Турция и Иран. Тем самым снижается роль Москвы как основного игрока в Сирии, а свято место… Есть конкретные желающие его занять. 

Во-вторых. Сенат принял поправки об ужесточении санкций против России. При этом следует иметь в виду, что формулировки в этом документе не носят столь обязывающего характера в отношении конкретных действий администрации. Практически везде есть ссылка на американские интересы и это позволяет в будущем при необходимости сделать определенные исключения из режима санкций. Космическая сфера пока попала именно в этот разряд. 

Роль принятого законопроекта в том, что он создает бюрократические сложности по смягчению или отмене санкций, но, что гораздо важнее, создает основу для возможного их ужесточения в будущем. И третий важнейший пункт. Связка антироссийских и антииранских санкций — вот гвоздь шляпкой вниз забитый авторами законопроекта. Противостояние с Москвой завязывается на конфронтацию с Тегераном. Другими словами, с точки зрения не только политики, но и законодательства США они, как говорят немцы, sie beide zwei — они оба цвай. Следствие очень простое. Санкции вводятся относительно быстро, а снимаются десятилетиями. Поправка Джексона-Вэника была принята в 1970-х гг., а отменена только в конце 1990-х.

Судя по всему, принятие сенатом санкционного законопроекта ввергло чиновную Москву в состояние паники. В своем явлении народу на прямой линии Путин не нашел ничего лучшего как повторить давно известный и избитый тезис, что Россия всегда жила в режиме санкций. Примеров не приведено, так как их просто не существует. Все экономическое развитие России всегда было связано с приобретением или заимствованием оборудования и технологий, научных и производственных знаний на Западе. Интересно как построили в СССР в 1930-х гг. Днепрогэс, Харьковский тракторный, Горьковский автомобильный и другие заводы, если были санкции. Кто же тогда привез часто уникальное оборудование и обеспечил его монтаж.

Второе давно известное объяснение, что в санкциях много плюсов для России. «Мы вынуждены были включить мозги, таланты», реально начало расти производство, восстановили компетенцию в радиоэлектронике, авиастроении, ракетной области, фармацевтике, тяжелом машиностроении».

Насчет компетенции и включения мозгов — это совсем не очевидно и даже спорно. По крайней мере, авиастроение пока без иностранных комплектующих обойтись никак не может.

Когда же российский президент начал считать финансовые потери запада от санкций, то даже слезы навернулись на глаза. Так было жалко бедный Запад, потерявший, по словам Путина, $100 млрд. Еще больше стало жаль бедный Запад, когда российский президент с нотками гордости заявил, что Россия потеряла всего $50–52 млрд. Конечно, нам плохо, но вам неверным еще хуже.

Однако, слезы жалости в отношении Запада быстро высохли, когда были сделаны элементарный арифметические операции. Похоже, что четыре действия арифметики не являются сильной и отличительной чертой российского национального лидера с его гуманитарным образованием и годами прохождения службы в известной организации.   

Как говорит украинская пословица, поки товстий схудне, худий помре. Пусть из $100 млрд. потери Европы составляют три четверти, то есть $75 млрд. Вроде бы цифра значительная. Тем не менее, объем ВВП в Евросоюзе составляет более $19 трлн. С другой стороны ВВП России всего $1,3 трлн, то есть меньше в 14,6 раз. Вопрос очень простой. Для кого более чувствительна потеря $100 млрд с ВВП $19 трлн или $50–52 млрд с ВВП $1,3 трлн. Это сколько нужно окончить университетов, чтобы оценить создавшееся положение и сделать соответствующие выводы.

И это цифры связанные с прямым ущербом от санкций. Есть еще и другие. Российские эксперты подсчитали, что за 2014-2017 потери России от санкций составляют $170 млрд из-за непредоставленных кредитов, ухода капитала и т.д.    

Недавно было объявлено о слиянии Резервного фонда и Фонда народного благосостояния. Не от хорошей жизни это происходит. Денег нет и взять их неоткуда, так как западные кредитные учреждения их не дают в ожидании дальнейших санкций.

Надеялись на почти братский Китай, но Поднебесная стала вести себя как-то непонятно. Думали там денег много и они назло американцам их дадут России. Куда там. Китайская финансовая система имеет около $20 трлн, а это в 4 раза меньше, чем американская и в три раза меньше европейской. Китаю самому нужны деньги извне, так как экономический рост замедляется. Если они и дают деньги, то на закупку китайских товаров и услуг. И ни на что больше. 

Вот и получается, что денег нет, и остается только цифровая эквилибристика. Чем Путин все время и занимается.

Вашингтон прекрасно понимает, что угроза иногда гораздо эффективнее, чем ее осуществление. Палата представителей отправила сенатский законопроект на полное прохождение в комитетах. Тем самым Москве дают понять, что либо она на что-то соглашается в Сирии и Украине, либо ужесточение последует уже осенью и ближе к президентским выборам в России.

Кремль оказался в весьма сложном положении, что видно по его вялой реакции на сбитый сирийский самолет. Пока Путин занимает выжидательную позицию, вдруг что-то произойдет положительное. Например, на Трампа снизойдет озарение, и все сенаторы дружно начнут отменять антироссийские санкции. Макрон и Меркель забудут о собственных интересах и начнут заниматься только российскими. Вдруг в Украине народ захочет отказаться от Донбасса. Так хочется на это надеяться. 

Навряд ли все это произойдет, но подождать возможность есть. Вот сидишь на берегу тихой речки, и вдруг что-то хорошее мимо проплывет. Вся надежда на китайскую пословицу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать