Перейти к основному содержанию

Россия против всего света

30 июля, 18:39

Ничего экстраординарного не произошло. Как и предполагалось, Россия заблокировала принятие резолюции Советом Безопасности ООН (СБ) по учреждению международного трибунала по катастрофе малазийского самолета летом прошлого года. Москва осталась в одиночестве, так как на чью-либо поддержку она рассчитывать не может. Даже ее потенциальные если не союзники, то доброжелатели в лице Китая, Анголы и (обратим внимание!) Венесуэлы предпочли воздержаться, но не присоединиться к России в негативном голосовании. Так что назвать такое одиночество гордым могут только российские федеральные каналы. Им же не привыкать, на черное говорить белое. На самом деле, это в очередной раз подтвержденная международная изоляция.

Характерно следующее обстоятельство. Постоянный представитель Венесуэлы при СБ Рафаэль Рамирес сказал, что «мы бы не хотели, чтобы этот ужасный инцидент и страдания жертв использовались в политических целях» и Совбез «не обладает компетенцией для создания международного трибунала или специального уголовного трибунала». О преждевременности создания трибунала говорили Ангола и Китай. Говорить то говорили, но против не проголосовали. В данных условиях это косвенная поддержка внесенной резолюции. И если Китай давно придерживается такой тактики, то с Венесуэлой это что-то новенькое. Видимо в Каракасе при всем напускном антиамериканизме не хотят слишком раздражать Вашингтон. После урегулирования отношений между США и Кубой в Латинской Америке как-то мода на противостояние с Америкой сходит на нет.

К тому же экономическое и финансовое положение Венесуэлы в связи со снижением цен на нефть приближается и довольно быстро к катастрофическому и тут уже не до громких антиамериканских вывертов. Москва ведь не поможет. Она к тому же далеко, а Вашингтон почти рядом.

Каковы же последствия блокирования Россией резолюции СБ?

Несомненно, что как минимум две страны на этом не успокоятся. Как заявил министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай, «Малайзия также изучит другие подходящие варианты механизмов (уголовного) преследования в связи с тем, что сегодня произошло. Мы не остановимся на этом и никогда не сдадимся».

Аналогично высказался и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. «Как я уже неоднократно говорил, существуют иные способы привлечь виновников к ответу, как на международном, так и национальном уровне. Теперь мы намерены сосредоточимся на этих способах вместе с другими государствами-членами Международной следственной группы при широкой поддержке международного сообщества... Виновные должны быть привлечены к ответу и им нельзя позволить уйти от правосудия».

Следующим вариантом возможно вынесение подобной резолюции на сессию Генеральной ассамблеи ООН. Там ее принятие возможно простым большинством, однако необходимо учитывать, что оно будет носить рекомендательный характер и не обязывает Россию сотрудничать с трибуналом.

Так же возможно создание трибунала на основе межгосударственных соглашений. Так был учрежден Специальный суд по Сьерра-Леоне для преследования лиц, совершивших преступления во время гражданской войны.

Ссылки России, что в подобных случаях, как с малазийским самолетом никаких трибуналов не создавали, в данном случае не имеют оснований. В них не было необходимости, так как соответствующие страны признавали свою вину. Так было с инцидентом в 1983 году с южнокорейским самолетом. Москва прямо признала, что пассажирский лайнер был сбит советским летчиком. В 2001 году самолет авиакомпании «Сибирь» был сбит над Черным морем украинской ракетой. Киев выплатил компенсацию родственникам. В 1988 году ракета с американского крейсера над Персидским заливом уничтожила самолет авиакомпании «Иран Эйр». В Вашингтоне сразу признали это и выплатили соответствующие компенсации. В нашем же случае Москва категорически отказывается признавать что-либо за собой и постоянно блокирует, насколько это в ее силах, какое-либо судебное разбирательство. Что и наводит на определенные размышления.

С формальной юридической стороны никаких прямых механизмов заставить Москву сотрудничать с трибуналом, нет. Тем не менее, есть непрямые средства. В частности, финансовые и ограничительные.

Во-первых. Конфискация российской собственности по искам соответствующих стран. Такие прецеденты уже есть и логично предположить, что подобное будет использовано.

Во-вторых. Ужесточение уже объявленных санкций и их географическое расширение. Процесс уже пошел. Как передает РБК, в заявлении главы европейской дипломатии Федерики Могерини говорится, что к продленным экономическим санкциям Евросоюза в отношении России присоединились еще шесть стран: Черногория, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Украина. И все они не члены Евросоюза. Ранее сообщалось, что Грузия присоединилась к санкциям против России.

Для ужесточения санкций совсем не нужно их расширение. Как пишет московская газета «Коммерсант»,  США и Евросоюз собирают сведения о структурах, аффилированных с российскими физическими и юридическими лицами, которые находятся в американском и европейском черных списках. Также на Западе занимаются выявлением лазеек, которые российские компании используют для обхода секторальных санкций, таких как ограничения на поставки оборудования двойного назначения и технологический обмен. Европейский дипломатический источник напомнил, что у западных стран, особенно у США, накоплен «огромный опыт» по выявлению схем по обходу санкций. «За много лет они досконально изучили все хитрости и уловки, к которым прибегали иранские компании, обходя запреты и барьеры, предусмотренные западными санкциями. При наличии политической воли подобные каналы можно перекрыть, в том числе и для России».

Неконструктивная позиция России по проблеме трибунала как раз может усилить такую политическую волю. Отметим, что только угроза попадания в черный список США и ЕС, заставляет, в частности, китайские фирмы и банки отказываться от сотрудничества с российским партнерами. И подобное положение для Москвы будет только ухудшаться.

В результате блокирования резолюции усилится как дипломатическое, так и пропагандистское противостояние. Как пишет The New York Times, Россия своим вето навлекла на себя негодование стран, которые в минувшем году в результате крушения «Боинга» потеряли своих граждан. Газета также пишет, что вето России не было неожиданностью, но вновь пробудила трения и обиды, спровоцированные гибелью самолета. 

Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов в Газете.Ру отмечает, что «Примерно понятно, как будут развиваться события после Совбеза: «Юридических последствий не будет, но политические в виде мощной информационной волны будут заметны.  Последует очень мощный информационный накат … Поскольку любой другой трибунал или орган, созданный вместо предложенного в резолюции, не будет нести никакой юридической силы, остается продолжать накат. Информационное противостояние между Россией и Западом будет усиливаться».

Уже очевидно, что отношения России с западными странами будут ухудшаться. Дипломатически Москва окажется в еще более глубокой изоляции.

Для внутреннего потребления будут организованы поездки специально подобранных европейских парламентариев в Крым и на Донбасс. Соответственно в своих странах они будут петь песни, слова которых им зададут в Москве. Однако эта телевизионная картинка никак не решает главной проблемы, связанной с продолжающимся ухудшением отношений с западными странами и ограничений свободы действий для российской дипломатии.

Здесь возможны несколько вариантов развития событий, из которых выделим три наиболее вероятных.

Во-первых. Москва может начать дипломатию мелких уступок, взамен требуя аналогичных шагов со стороны Киева. Главным будет оставаться каким-то образом легализировать так называемые ДЛНР и настаивая на прямых переговорах с «представителями Донбасса». При этом, важным для Кремля будет сохранение лица как в международном плане, так и во внутриполитическом. Линия эта изначально противоречивая и будет изобиловать многочисленными отступлениями, возвратами и т.д.

Во-вторых. В качестве прямого ответа начнется нагнетание военной ситуации на Донбассе и чем сильнее будет международное осуждение, тем активнее будут действовать сепаратисты-террористы и расположенные на оккупированной территории российские войска. Фронтального и масштабного наступления на украинские позиции не будет, но попытки локальных наступательных действий по типу Марьинки вполне возможны. Смысл очень простой — чем сильнее внешнее давление — экономическое, финансовое, дипломатическое — тем напряженней будет на Донбассе. Как говорится, выбирайте вариант.

В-третьих. Будут усиливаться попытки начать прямые переговоры с США и Германией, других Кремль считает для себя не соответствующих по уровню, о судьбе не только Донбасса, но и по другим интересующим проблемам. Главная цель Москвы произвести своего рода обмен Украины на какие-либо действия в пользу западных стран в других регионах мира.

Очень многое будет зависеть от экономической и финансовой ситуации в России. Пока Путин и Ко считают, что есть возможность переждать сложные времена и за счет имеющихся запасов дождаться роста цен на нефть.

Если нефть остановится в падении стоимости и соответственно уменьшится девальвация рубля, то внешняя изоляция, в том числе и по трибуналу по малазийскому самолету, Кремль не сильно обеспокоит, и кризис на Донбассе будет оставаться в нынешнем положении.

Продолжающееся ухудшение внутреннего положения заставит Путина еще сильнее консолидировать элиту, так как расширение санкций уже начнет им угрожать потерей личной свободы при попадании за границы России.

На данном этапе российскому национальному лидеру это и нужно. С его точки зрения ситуация Россия против всего света для него наиболее комфортна. Народу же российскому федеральные телеканалы расскажут, что в осажденной крепости как-то спокойней и кто им это спокойствие обеспечивает. 

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать