Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Россия: военный бюджет в тумане

31 августа, 11:13

Официальные данные о военных расходах, которые Россия ежегодно предоставляет в ООН, на этот раз вызвали у экспертов обоснованные сомнения в их соответствии истине. Отчет в ООН за 2016 год зафиксировал российские расходы на оборону в сумме 2,1 трлн. рублей, что на 29% меньше, чем в 2015 году, когда они составляли, по данным ООН, 2,9 трлн. рублей. Последняя цифра примерно совпадала с прописанными в российском федеральном бюджете расходами на оборону. Однако в 2016 году военные расходы в бюджете России были зафиксированы в размере 3,8 рублей, что в 1,8 раза больше суммы, заявленной в ООН. При этом 70% военных расходов были засекречены. Официально эта разница объясняется тем, что в 3,8 трлн. рублей вошли разовые расходы на 975 млрд. рублей, которые, по версии российской Счетной палаты, были потрачены на досрочное погашение кредитов предприятий ОПК, о котором осенью 2016 года объявил министр финансов Антон Силуанов. Эти расходы, по критериям ООН, напрямую к текущим военным расходам не относятся.

Действительно ли эта сумма включена в принятый Думой военный бюджет на 2016 год, проверить нельзя, поскольку сколько-нибудь подробная расшифровка военного бюджета не публикуется в открытых источниках.

В отличие от принимаемого в российской Госдуме военного бюджета, методика ООН предписывает раскрывать расходы максимально полно, чего россияне по понятным причинам делать не хотят. Но по оценке независимых экспертов, фактические военные расходы России значительно больше, чем даже те, которые показаны в федеральном бюджете. Согласно расчетам заведующего лабораторией военной экономики Института Гайдара Василия Зацепина, который использовал методику ООН, суммарные военные расходы российского бюджета в 2016 году составили 4,93 трлн. рублей, или 5,7% ВВП, что почти вдвое выше того уровня военных расходов, которого требует от своих членов НАТО. Разница более чем в триллион рублей, по сравнению с официальным оборонным бюджетом, возникла за счет расходов на содержание Росгвардии и пограничной службы, расходов российского Министерства обороны в здравоохранении и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на капитальное строительство в рамках гособоронзаказа. Замечу, что оценка Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) российских военных расходов в 2016 году лишь немного ниже, чем у Зацепина, и составляет 4,64 трлн. рублей, что все равно существенно выше, чем официально принятый военный бюджет.

Российское  руководство хочет, чтобы все в России было как у больших. Еще в советское время Москва старалась ни в чем не отстать от Вашингтона – своего главного геополитического противника. Что ж, и сейчас доля реальных российских военных расходов в ВВП страны примерно такая же, как доля американских военных расходов в ВВП США. Вот только валовые внутренние продукты России и Соединенных Штатов различались в 2016 году, по оценке МВФ, в 14,5 раза, понятно, в чью пользу. Так что шансы Москвы на успех в гипотетической гонке вооружений с Вашингтоном равны нулю. В конце 80-х годов прошлого века я сравнивал военные расходы СССР и США на середину 80-х годов. В тот момент они были примерно равны, но сильно различались по доле в ВВП. Для Америки эта доля составляла 6%, а для Советского Союза – 42% от реального ВВП, что практически означало норму военного времени. Но сегодня на такое напряжение Россия не способна. Тем более, что, судя по проекту бюджета на 2017 год, Россия все-таки начинает сокращать военные расходы. В бюджет 2017 года они заложены в размере 2,87 трлн. рублей. Пусть даже реальные расходы на оборону будут больше почти на триллион рублей за счет указанных выше статей. Все равно по сравнению с 2016 годом, если не будет экстренных дополнительных ассигнований, в этом году траты на оборону должны сократиться примерно в 1,3 раза. В условиях продолжающегося экономического кризиса, западных санкций и приближающихся президентских выборов Москва вынуждена изыскивать средства для затыкания бюджетных дыр, в том числе и за счет урезания оборонного бюджета. Скорее всего, сокращения затронут и финансирование войны в Донбассе, что сделает невозможным возникновение там широкомасштабного конфликта и скажется на обеспечении сепаратистских формирований.

Таким образом, пока что Россия раскрыла перед миром лишь 42% своих военных расходов. Почти 60% российского военного бюджета сегодня остаются terra incognita. Что ж, России действительно есть что скрывать. Прежде всего, это затраты на войну в Донбассе. Не секрет, что «ЛНР» и «ДНР» находятся на полном обеспечении российской казны, и значительная часть, если не все эти расходы проходят в рамках военного бюджета. Хотя, вероятно, часть расходов идет по линии бюджетов ФСБ и МВД, а возможно – и СВР. Отмечу, что в 2016 году по статье «Национальная безопасность в российском бюджете 2016 года было засекречено 29% всех расходов – около 0,5 трлн. рублей. Также содержание воюющих на Донбассе кадровых российских военнослужащих, равно как и поставки туда новых вооружений наверняка составляют значительную часть российского военного бюджета. Немалых расходов требует и война в Сирии. Сюда входит как содержание российского военного контингента в этой стране и обеспечение его всем необходимым, так и снабжение сирийской правительственной армии вооружением, боевой техникой, боеприпасами, горючим и т. д. Немалых расходов требует и переброска всего этого на сирийскую территорию. Один из важных пунктов расходов, который россияне стремятся утаить от ООН, это дальнейшая милитаризация Крыма, в том числе размещение там ядерного оружия. Наконец, Россия вряд ли докладывает ООН о расходах на операции спецназа ГРУ и ВДВ. А поскольку, как и в советское время, открытых дискуссий о российском военном бюджете не происходит ни в парламенте, ни в СМИ, определить его истинный размер, равно как и конкретные статьи расходов, практически невозможно. Опыт истории показывает, что, как правило, столь тщательно секретят свои военные расходы те государства, которые готовят агрессию против своих соседей. Неудивительно, что Россия вызывает столь серьезную озабоченность во всем мире.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать