Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Российские миротворцы никому не нужны

Москва использует их как инструмент вторжения
12 августа, 18:45
ФОТО REUTERS

Наблюдается интересная траектория. По мере успехов украинских силовиков при проведении АТО, в России все чаще и все громче предлагают ввести ее миротворческий контингент в Донбасс.

Не менее интересно и то, что, как только обострилась ситуация на линии фронта в Нагорном Карабахе, так в Москве тут же заговорили о возможности направления своих миротворцев в регион. Как сообщает Deutsche Welle, об этом в ходе видеомоста Ереван — Москва — Астана заявил заведующий отделом Института стран СНГ Владимир Евсеев.

•  И еще более интересно, что Армения, полностью зависящая от России как в экономическом, так и в военном отношении категорически отказывается от, казалось бы, крайне необходимой ей помощи. Логично предположить, что если Ереван всерьез обеспокоен своей безопасностью, то наличие российских миротворцев на линии фронта с Азербайджаном, существенно ограничит возможность широкомасштабного столкновения двух армий.

Но эта логика действительна при том, что в качестве миротворческих сил выступают подразделения армии действительно нейтрального государства, а не стремящегося к доминированию и аннексиям.

История российского миротворчества не настраивает на оптимистический лад. Везде, где они появлялись, и у них была определенная свобода рук, сепаратистские конфликты в лучшем случае замораживались, в худшем пребывание российских миротворцев рано или поздно оборачивалось обострением и вторжением уже собственно московских войск.

•  Сейчас несколько подзабыт марш российских десантников на аэропорт Приштины. Это в самый разгар кризиса вокруг Югославии и Косово. Отметим, что российские десантники там находились именно в качестве миротворческого контингента, и вообще говоря, должны были подчиняться его командованию. По планам аэропорт должны были занять английский и французский контингенты, а также подразделения ряда других стран. И вот в таких условиях российские десантники совершают несанкционированный марш, не поставив об этом в известность командование. О чем потом хвастливо заявляли.

Тогда в НАТО закрыли на такое самоуправство глаза, но не забыли. Там вообще ничего не забывают. И теперь с большим подозрением относятся к любым действиям России.

•  С Балкан перейдем на более близкое к нам пространство. Наиболее характерные примеры: Приднестровье и Южная Осетия.

Находящаяся с 1956 года на территории Приднестровья российская 14-я армия стала непосредственным участником конфликта между приднестровскими сепаратистами и Молдовой. При этом официально придерживалась нейтралитета. Об этом на пресс-конференции 26 июня 1992 года заявил ее командующий генерал-лейтенант Александр Лебедь. «...армия будет продолжать сохранять нейтралитет, но качество этого нейтралитета изменится. Это будет другой, качественно другой нейтралитет — вооруженный нейтралитет. Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно. Сущность этого вооруженного нейтралитета будет состоять в том что, пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем». Лебедь открыто заявил, что для достижения мира, будет взаимодействовать с вооруженными формированиями Приднестровья, и что 14-я армия в случае агрессии Республики Молдовы примет участие в боевых действиях. Понятно, на чьей стороне.

•  В дальнейшем 14-я армия была расформирована, и на территории Приднестровья располагается Оперативная группа российских войск (ОГРВ), хотя, согласно решению Стамбульского совещания ОБСЕ в 1999 году, Россия обязалась вывести оружие и весь личный состав с территории Приднестровья не позднее 2001 года. Выводят до сих пор и никуда не спешат. Причина одна — так называемые российские миротворцы гарантируют существование и функционирование сепаратистского региона под названием Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) и тем самым, во-первых, препятствуя реинтеграции Молдовы и, во-вторых, сохраняя возможность вооруженного вмешательства в Украине и Молдове. В этой связи, наряду с успешным завершением АТО в Донбассе, перед Киевом и Кишиневом стоит задача любыми путями добиться вывода так называемых миротворцев из ОГРВ и тем самым ликвидировать гнездо сепаратизма вблизи Одессы.

•  Вторым примером того, как российские миротворцы стали поводом к войне, служит Грузия. Недавно исполнилась шестая годовщина Кавказской войны. Размещенный на линии раздела Грузии и Южной Осетии российский воинский контингент не столько занимался разъединением сторон, сколько создавал прецеденты для обострения конфликта. Более того, накануне запланированного вторжения в Грузию так называемые миротворцы подверглись обстрелу, в чем довольно голословно обвинили грузинскую сторону. Далее последовало принуждение Тбилиси к миру под предлогом защиты российских солдат и офицеров в Цхинвали. При этом уже без всякого дипломатического прикрытия российские войска предприняли демонстрационное наступление со стороны Абхазии с участием кораблей Черноморского флота, на которые был погружен десант.

•  Вернемся к Нагорному Карабаху. Почему же полностью привязанный к Москве Ереван все же выступил против направления в регион российских миротворцев. А Москве так этого хотелось, особенно после того, как прозападный курс Грузии получил юридическое и дипломатическое подтверждение подписанием Тбилиси Соглашения об ассоциации с ЕС. Москве в квадрате захотелось направить войска на Южный Кавказ также и после того, как американский Конгресс принял в двух чтениях законопроект о предоставлении Грузии, Украине и Молдове статуса основного союзника США без вступления этих государств в Североатлантический альянс. Дело даже не в конкретных формах американской военной помощи, в частности, Грузии, а в формальном юридическом акте, закрепляющим международно признанное участие США в делах трех перечисленных стран, в том числе и на Южном Кавказе. Противопоставить этому Москва по большому счету может только направлением своих войск в регион под видом миротворцев.

Однако в Ереване прекрасно понимают, чем подобное миротворчество грозит ему в первую очередь.

Во-первых. Возможное наличие российских войск на линии фронта практически отдает в руки Москвы полное влияние на ход конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Пока Армения России нужна, но ветер в кремлевских парусах может легко изменить свое направление. Поэтому отказываться от остатков своей независимости Армения не хочет. И ей третьи страны на линии фронта не нужны.

Во-вторых. Можно вести любые переговоры с Азербайджаном и в любом формате. Как, например, недавние в Сочи, но пока главными на них остаются Баку и Ереван. Если московские войска появятся в Нагорном Карабахе, de facto Москва станет не посредником, а полноправным участником переговоров. Будет ли она столь же рьяно защищать своего сателлита Ереван или пожертвует его какими-то интересами ради достижения компромисса с Баку по энергетическим проблемам. Такой уверенности нет и быть не может. Россия и так имеет слишком много рычагов давления на Армению. Добавлять к ним еще один очень опасный метод воздействия было бы крайне неразумно.

В-третьих. Не следует недооценивать влияние армянской диаспоры в Европе и США на внешнюю и, особенно, на внутреннюю политику Еревана. В стране уже давно серьезно сталкиваются две противоположные тенденции. Подготовка летом прошлого года к подписанию Арменией Соглашения об ассоциации с ЕС не была способом торговли с Россией, а определялась внутренним развитием страны. Этот процесс прерван, но отсюда не следует, что исчезли сторонники прозападного курса. Без армянской диаспоры на Западе стране пришлось бы очень туго, и никакой поддержки России не хватит. Вот почему возможное размещение российских миротворцев на карабахском фронте могло буквально взорвать внутриполитическое положение и привести для правящей верхушки в Ереване к непредсказуемым последствиям.

•  Так называемые миротворческие усилия Москвы вызывают все большее неприятие в окружающем пространстве. Пример с так называемым гуманитарным конвоем в Украину, частный случай миротворческой операции, наглядная иллюстрация того, что московские маневры и камуфляж шиты белыми нитками.

С другой стороны, факт фактического отступления Кремля является свидетельством того, что все возможные прикрытия вторжения исчерпаны. Как следствие, Путину и его окружению пора серьезно подумать, как выходить из создавшегося положения. Если реальной деэскалации в Донбассе не произойдет, то на саммите в Уэльсе в сентябре Москву могут ожидать весьма неприятные решения Альянса по Украине, Грузии и Молдове.

Похоже, что перекрашенные в миротворцев российские войска в ближайшее время займутся возвращением к своей обычной форме одежды. Не стоило даже и начинать, предсказать такой результат было не слишком сложно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать