Перейти к основному содержанию

СЦКК: хитроумное возвращение

03 февраля, 13:55

Российский МИД наконец назвал условия, при которых российские офицеры вернутся в Совместный центр по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) в Донбассе. Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин в интервью ТАСС заявил, что «совместный центр должен иметь мандат, то есть прописанную и утвержденную процедуру оформления документов и порядок их действий. Одним словом, документ, который многое бы определял и гарантировал бы предсказуемость пребывания российских военных в этом центре… Думаю, мы в праве требовать, чтобы были созданы нормальные цивилизованные условия для пребывания наших представителей».

Как известно, с просьбой вернуть наблюдателей в СЦКК к России обратились госсекретарь США Рекс Тиллерсон, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон. И совсем недавно на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене заместитель главы миссии США Мишель Сайдерс заявила: «Россия в одностороннем порядке отозвала свой контингент из СЦКК в декабре, что лишило стороны эффективного механизма для установления временного перемирия. Россия не должна уклоняться от своих обязательств и должен вернуться в СЦКК немедленно!». И вот, наконец, последовала реакция Москвы. Но одним условием Карасин не ограничился. Он тут же добавил второе: «Кроме того, мы считаем необходимым, чтобы в этом центре были представлены Донецк и Луганск. Это тоже важное условие!». Российский замминистра также утверждал: «Мы выступаем за то, чтобы были обеспечены нормальные, гарантированные условия для работы и пребывания наших военных в СЦКК. Таких условий не было создано, несмотря на направленные российской стороной четыре ноты по дипломатическим каналам».

Тут необходимо понять, чего именно Москва добивается, а по поводу чего готова торговаться и уступить. Характерно, что постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич повторил только первый пункт предложения Карасина, но с одним существенным дополнением: «Для восстановления же российского участия в СЦКК необходимо согласовать и утвердить регламент его работы, закрепляющий правовой статус сотрудников. Им должны быть обеспечены нормальные условия работы, не хуже, чем наблюдателям СММ (Спецмониторинговой миссии ОБСЕ. – Б. С.). Должен быть предусмотрен нормальный порядок их въезда/выезда на Украину. Естественно, не может быть речи о работе российских военных на Украине в качестве представителей «страны агрессора»». Т. е. здесь фактически в качестве условия возвращения российских офицеров выдвигается требование отмены или изменения только что принятого Верховной Радой Закона о реинтеграции Донбасса.

Не случайно Лукашевич в своем выступлении обрушился на этот закон, который будто бы «хоронит» Минские договоренности. И даже патетически заявил: «Выполнение Минских договоренностей в прямом диалоге с Донецком и Луганском – это не капитуляция Украины. Напротив, это – шанс на подлинное национальное согласие, восстановление добрососедских отношений и сохранение территориальной целостности Украины в ее нынешних границах». На самом деле это всего лишь шанс для Кремля осуществить свою стратегию по впихиванию ДНР и ЛНР в Украину при сохранении полного своего контроля над ними. Таким образом, Москва хотела бы превратить своих марионеток в орудие влияния на украинскую внешнюю и внутреннюю политику, чтобы блокировать как евроинтеграцию Украины, так и возможность построения сколько-нибудь сильного украинского государства, способного совладать с олигархами и коррупцией. Предлагаемый Россией вариант – это, напротив, путь к гарантированному расколу Украины на подконтрольные Москве удельные княжества, которые в дальнейшем должны стать частью реставрированной империи. Если Украина хочет сохранить реальную независимость, на российские условия соглашаться ни в коем случае нельзя.

Но неужели Россия всерьез рассчитывает, что Рада под давлением Москвы изменит закон? Разумеется, столь наивных людей среди руководителей российской внешней политики нет. Поэтому требование отмены закона о реинтеграции – это всего лишь определенный объект для торга, чтобы было что уступить в случае достижения компромисса, продемонстрировав широту русской души.

Другое российское условие – это требование включить в состав СЦКК представителей ДНР и ЛНР. Конечно, Кремлю очень бы хотелось это сделать. Ведь это бы означало, что Украина признает де-факто сепаратистские республики. Кроме того, это создало бы ситуацию, когда в СЦКК российские офицеры заседали бы вместе со своими марионетками и получили бы там преобладание. Совершенно очевидно, что Киев на выполнение этого российского требования не пойдет. Поэтому условие о допуске в состав Совместного центра представителей сепаратистов следует рассматривать как пропагандистский ход, о котором в Кремле забудут сразу после, того как добьются возвращения своих офицеров в СЦКК на своих условиях, но только на тех, выполнения которых Москва действительно добивается. В чем же суть этих условий?

Их суть в том, чтобы вернуть российских офицеров в СЦКК в том же фактическом статусе, который существовал в первые недели и месяцы после заключения Минских соглашений. Тогда россияне практически бесконтрольно перемещались по прифронтовой полосе, в том числе с украинской стороны линии фронта и, не особенно маскируясь, вели разведывательную деятельность в интересах сепаратистов. При этом украинские офицеры в составе СЦКК из-за отсутствия гарантий безопасности контролируемую сепаратистами территорию не посещали и не посещают, и потому лишены возможности ведения разведки в интересах Вооруженных сил Украины.

Выяснилось, что уйдя из СЦКК, Россия сама себя загнала в угол. Этот демарш напугал не Киев, а скорее его западных партнеров. В Вашингтоне, а особенно в Париже и Берлине всерьез опасались начала широкомасштабной войны на Донбассе. Но очень быстро оказалось, что ничего экстраординарного в зоне конфликта не происходит. И неудивительно! При нынешнем уровне задействованных сил и средств российско-сепаратистская сторона никакого преимущества над ВСУ не имеет. Скорее, наоборот. А для широкомасштабного российского вторжения в Донбасс и Украину в целом требуется политическое решение, которое во всяком случае никак не зависит от наличия или отсутствия российских офицеров в составе СЦКК. В конце концов, их всегда успеют отозвать перед самым вторжением.

Поэтому Киеву не стоит соглашаться ни на какие российские условия, а допускать возвращение российских военных в Совместную Комиссию только на тех условиях, которые существовали до 19 декабря 2017 года. Сегодня в возвращении своих представителей в состав СЦКК Россия заинтересована больше, чем Украина – хотя бы для того, чтобы успокоить западных партнеров.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать