Перейти к основному содержанию

«Серый лебедь»

Пять тезисов Нассима Талеба, к которым стоит прислушаться, и одно мнение, которое заставляет сомневаться в его политической оценке
24 января, 12:07

В 2016 году американский философ и экономист Нассим Талеб, получивший мировую славу благодаря своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости», приезжал в Киев, чтобы рассказать, как правильно идти на риски, побеждать в кризисах и извлекать выгоду из труднопрогнозируемых событий. А недавно Талеб побывал в Москве, где в интервью одному из российских изданий, оценивая современные реалии и тенденции, высказал ряд соображений, которые заслуживают особого внимания. Впрочем, говоря о кремлевской авантюре в Сирии, американский философ ливанского происхождения выдал аргумент, который ставит под сомнение его адекватность в вопросах международной политики.

Пять тезисов Талеба, к которым стоит прислушаться, таковы:

1. ПЛЮРАЛИЗМ, КОТОРЫЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ

- Само по себе развитие благотворно и неизбежно, вопрос лишь в том, как мы к нему адаптируемся. Если общество недостаточно быстро приспосабливается к изменениям, его ждет коллапс. Но и слишком быстрое приспособление превращается в регресс: общество начинает терять то хорошее, что у него было до того, как начались изменения. Перед тем, как проводить новые реформы, вы должны убедиться, что предыдущие не сработали. Но главная проблема, связанная с глобализацией, -это вовсе не мигранты и разрушение привычных устоев. Одно из самых больших разочарований нашей эпохи - глобализация не привела к интеллектуальному разнообразию, она не породила плюрализм мнений. Наоборот, мы видим, что весь мир начинает вести себя как централизованная система: общество кластеризуется, возникает деление на «наших» и «ваших». Вместо провозглашенной свободы мнений создается ситуация, напоминающая жизнь в тоталитарном государстве: официальные мысли, которые ты должен разделять, иначе становишься изгоем.

2. ПОБЕГ ОТ РЕАЛЬНОСТИ

- Образованный человек получает информацию в основном не из окружающего мира, а от других людей - из журналов, соцсетей, от различных авторитетов. Самая страшная патология нашего времени - потеря контакта с реальностью. Когда я зарабатывал торговлей на бирже, то часто сталкивался с особым типом трейдеров, которые просчитывали какой-то сценарий на компьютере, а затем пребывали в уверенности, что в действительности все будет так же. Лучший вопрос, который сбивает с них апломб: «А сколько у тебя на банковском счете?». Потому что теоретики редко становятся богачами: человек способен принимать взвешенные решения только тогда, когда он включен в реальность. Сейчас существует целый класс псевдоэкспертов - некомпетентных людей, которые думают, что они компетентны.

3. ЧЕМ БОЛЬШЕ РИСК, ТЕМ АДЕВАТНЕЕ РЕШЕНИЕ

- Одни говорят, что они феминистки, а потом ты видишь, что они предпочитают нанимать на работу мужчин. Другие выкрикивают: «Я против расизма и социального неравенства». Но спросите их, когда они в последний раз приглашали на обед таксиста-пакистанца. Честный ответ будет: никогда. Это все та же жизнь в двух разных мирах - в разговоре с другими образованными людьми вы не расист, а в реальном мире боитесь мигрантов. И все становится намного хуже, когда эта двойственность приходит в политику. Почему политики нашего времени такие безответственные? Потому что им не грозят последствия их решений. В книге, над которой я сейчас работаю, я отстаиваю мысль: адекватные решения принимаются только тогда, когда человек рискует своей шкурой. Сейчас политики управляют своими странами и миром в целом так, как в компьютерную игру играют: риски нулевые, а значит, и решения будут неадекватными.

4. ДВЕ УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

- Я не думаю, что в ближайшее время мы придем к настоящей, «горячей» мировой войне. Война хороша для некоторых государств и некоторых компаний, но таких не слишком много. Чаще всего государства, которые действительно могут позволить себе вести войну, предпочитают вести ее чужими руками. Две страшные угрозы человечеству не имеют отношения ни к войнам, ни к экономическим кризисам. Самый большой риск - это новые эпидемии. СМИ недооценивают эту опасность и редко поднимают шум вокруг научных публикаций о том, что резистентность бактерий к антибиотикам возрастает, или о том, что появляются новые штаммы вирусов. Такое пренебрежение превращает эпидемию в одного из наиболее вероятных кандидатов в новые «черные лебеди». Вторая угроза - это неолуддизм. Прогресс не приносит людям того, что им хотелось бы, и многие из них превращаются в ультраконсерваторов, начинают бороться с наукой и социальными реформами. Этот тренд хорошо заметен в исламском мире.

5. СОВРЕМЕННОЕ РАБСТВО

- Я разговаривал с множеством экономистов и в результате пришел к выводу: чем больше человеку платят, тем сильнее он чувствует себя рабом. Это своего рода способ манипуляции со стороны работодателя: человек должен чувствовать, что ему переплачивают, тогда он будет бояться потерять работу. Именно поэтому чем богаче компания, тем быстрее ее сотрудники становятся рабами. Но рабство выгодно всем без исключения компаниям. Другое дело, что некоторые из них порабощают грубо - например, навязывают сотрудникам убеждения, которые противоречат их этике.

«ХРИСТИАНСКИЙ ВОПРОС»

А вот, собственно, мысль, которая заставляет сомневаться в (гео-) политической адекватности Талеба:

- Я христианин из Ливана, и мое отношение к Путину во многом связано с этой деталью биографии. Если бы Россия не вмешалась в сирийский конфликт, ливанские христиане были бы уже мертвы. Западные государства отнеслись к войне в Сирии как бюрократы. Какой бы глобальной проблемой не занимался бюрократ, он не принимает ее близко к сердцу. Его интересы и риски лежат в совершенно другой игре - карьерной, он хочет сохранить свою работу и заработать политические дивиденды. Для народов, живущих в регионе, такой подход губителен. История учит нас, что нациям, которые заключили соглашение с бюрократами, оставалось потом только лапу сосать. Ливанским христианам бессердечный подход западных бюрократов к их проблеме отвратителен. При этом они видят, что Путин действительно вовлечен в проблему: он вмешался в конфликт, прекрасно понимая, какой критикой для него это все обернется. И эта готовность не быть овечкой и принимать решения на свой страх и риск им симпатична...

Жаль, что Талеб, отмечая, что страшная болезнь современного мира - потеря связи с реальностью, так удаляется от нее, оценивая участие России в сирийской войне. Не говоря уже о «христианском вопросе» в условиях кремлевской агрессии в Украине, о чем американский философ должен был узнать, по крайней мере в позапрошлом году в Киеве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать