Перейти к основному содержанию

Симптоматика беспорядка

Позорный новогодний случай в Мариуполе с награжденными бойцами, которых вовремя не доставили на позиции, подчеркивает необходимость качественного реформирования не только критериев навыков армии, но и отношения к солдату как основе войска
04 января, 19:51

Недавно Президент Украины Петр Порошенко вместе с министром обороны Степаном Полтораком, начальником Генштаба Виктором Муженко и американскими сенаторами накануне Нового года отбыл в Широкино, где показательно наградил украинских военных перед телекамерами. Джон Маккейн, который возглавлял делегацию американских сенаторов, впоследствии сделал ряд вдохновляющих украинскую сторону заявлений по защите интересов Украины и против агрессора - РФ. После того, как волна информационного повода из Широкино утихла и уступила не всегда праздничным новогодним сообщениям об очередных обстрелах и гибели украинских военных и волонтеров, от недавно награжденных бойцов в социальных сетях появилось возмущенное сообщение.

Оказывается, что после церемонии награждения с участием Петра Порошенко украинские солдаты несколько часов просидели в аэропорту Мариуполя. Встречать Новый год им пришлось с медалями в холодном ангаре. Командир минометного расчета Лера Бурлакова в предновогоднюю ночь отреагировала на своей странице в Facebook: «Президент нас наградил (о том, каких адских двух суток с кофе «только для командования» на морозе и т.д. - речь не о боях на Светлодарской дуге - это стоило, напишу позже). Когда вручал медаль - рискнула попросить его о вертолете, чтобы мы успели до Нового года вернуться на позиции, к своим. Вертушку пообещали. Но в то время, когда более важные люди полетели из Марика (Мариуполя. - «День») спокойно, именно для нас метеоусловия вдруг оказались не такими, как надо... Автобус, которым мы могли бы уехать обратно, чтобы быть на месте хоть через 5 -8 часов, тоже забрали (сюда мы приехали на КрАЗе без отопления, если что, но и его уже нет). Сижу в Мариуполе на аэродроме. Рыдаю. Супер».

В этом посте отметим фразу - «вертушку пообещали» после того, как Лера лично попросила об этом Президента(!). Но, похоже, команда Верховного Главнокомандующего для ответственных за организацию его визита на передовую стала формальностью. Симптоматический факт.

Уже из Бахмута волонтер Ольга Баталова 2 января в Facebook написала: «Их было около ста бойцов массовки (на камеру) и 15 героев, отличившихся на Светлодарской дуге. Среди них - три женщины. Этих представленных к награде 15 везли с передовой. Усталых и замерзших. Везли в открытом кузове... Потом натаскивали строевую в аэропорту Мариуполя. Наконец награждение. Около семи вечера 31 декабря закончились торжества и... О них забыли. Они сидели в пустом аэропорту. Голодные и неимоверно уставшие. Затем, как скот, загнали в холодный ангар. Там и встретили Новый год. Почетно награжденные президентом Герои... Около одиннадцати утра забрали автобусом и завезли на Бахмут. Дальше - как знаете».

Случай возмутил пользователей сети, на что сразу появились комментарии экспертов и блогеров. Впоследствии появились и официальные комментарии, в частности от министра обороны Степана Полторака. На своей странице в Facebook он сообщил: «Возмущен действиями руководства штаба АТО, командования ОТУ «Мариуполь» и 54-й бригады, которые не обеспечили должной доставки и размещения военнослужащих, вызванных из подразделений для награждения. Дал указание ускорить ход служебного расследования. До 5 января ВСП должен доложить о должностных лицах, виновных в сложившейся ситуации, и определить их степень ответственности. Всех виновных должностных лиц привлекут к дисциплинарной ответственности». Отметим, что Полторак начинает свое возмущение именно с руководства (!) штаба АТО.

Учитывая же то, что за десять лет социальные сети сделали буквально революцию как в освещении действительности, так и в манипуляциях оценками выводов, замолчать вопиющие моменты власти не всегда удается. Безусловно, в сетях нанято множество так называемых ботов, которые в таких случаях по лекалу впрыскивают определенные информационные посылы, призванные разбавить общественное внимание. Но, например, в случае с награжденными военными этот «номер» явно не мог пройти (вообще сам факт того, что военные способны своим возмущением через интернет навлечь грозу на тех, кто, имея определенную власть, предпочитает плевать на солдат, - уже обнадеживает). Поэтому даже некоторые пропрезидентские блогерские персоналии в интернете выбрали тактику - «это конечно позор», но мы «ничего еще не знаем», но «кто-то должен ответить». Примерно такой же является реакция и официальная - расследовать, найти виновного и наказать. Но опыт предыдущих лет показывает, что часто расследование означает поиск «крайних». И даже если эти «крайние» действительно виноваты (многие тактические вопросы встречи Президента действительно зависят от низового звена исполнителей), остается другой вопрос - не является ли поведение низов подражанием верхам? Некоей эмпатией принципов. Именно поэтому на Западе существует практика подавать в отставку начальству за очевидные проступки подчиненных. Так сказать, соблюдение общей ответственности.

Уже третий год войны ведется много разговоров о реформировании армии. Представитель военных в разговоре с «Днем» утверждает, что многие реформы в армии вовсе не требуют денег. «Они требуют адекватности и естественной мотивированности. Позорный случай в Мариуполе намекает, что за техническими реформами (например, в СМИ широко разрекламирована перспектива производить в Украине натовскую винтовку М-16) и повышением критериев навыков армии должна происходить реформа в отношениях военных, реформа ментальности украинской армии на всех уровнях», - говорит он.

Некоторые представители НАТО в Брюсселе на вопросы журналистов еще в мае 2016-го говорили, что им приходится буквально давить на украинскую сторону относительно необходимости «подтягивания» нашей армии к стандартам Альянса. Причина такой слабости, по мнению экспертов, заключается в том, что далеко не все те, кто находится в управляющем военном составе высшего (не обязательно наивысшего) и среднего звена, радостно воспринимают необходимость кардинальных изменений в существующей системе отношений и критериев соответствия. Наконец, не будем забывать, что еще до войны часто «звезды» на погонах «высоких» мундиров появлялись далеко не за боевые заслуги или организационные успехи и умения. Дошло до того, что образ солдата стал ассоциироваться не с защитником Отечества (о том, что на нас могут напасть, стратегам, аналитикам и руководителям даже и в голову не приходило), а с рабочей силой - от помощи МЧСникам до позорного выкапывания картофеля на огородах генералов.

Война изменила все, ведь поставила вопрос ребром - жизнь или смерть. Точнее - жизнь ценой смерти. Именно мотивированный боец стал ядром, движущей силой сопротивления агрессии и освобождения территорий. И, безусловно, базовой составляющей не только в отношениях в армии, но и в отношении всего общества к военным. Что же касается упомянутого случая в Мариуполе, то журналистам и общественности необходимо в который раз продемонстрировать внимание и придирчивость, ведь подобные истории часто забываются за новыми информационными поводами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать