Смоленская катастрофа: расследование продолжается

В Польше обнародован технический отчет Комиссии по повторному расследованию авиационных происшествий при Министерстве национальной обороны Республики Польша о причинах катастрофы самолета польских ВВС Ту-154М 10 апреля 2010 г. около аэропорта Смоленск-Северный. Вывод в этом докладе однозначный: гибель самолета с польской государственной делегацией на борту во главе с президентом Республики Польши Лехом Качиньским произошла в результате серии взрывов, разрушивших самолет еще до его падения на землю. Следовательно, имела место не ошибка пилотов, а теракт, замаскированный под катастрофу. Сразу же оговорюсь, что я не являюсь специалистом-взрывотехником, поэтому не могу вполне компетентно оценить, насколько достоверны выводы доклада именно с точки зрения взрывотехники. Но для неспециалиста они звучат достаточно убедительно. Вот главнейшие из них.
Отчет Комиссии по расследованию авиационных происшествий в Польше по расследованию Смоленской катастрофы от 29 июля 2011 года аннулируется, а ее вывод о столкновении самолета с землей из-за ошибки пилота в качестве причины катастрофы признается недействительным из-за результатов взрыво-технической экспертизы. Немаловажную роль сыграло и то, что российские военные диспетчеры в аэропорту Северный в Смоленске при содействии командующего транспортной авиацией ВВС России генерала Владимира Бенедиктова в Москве постоянно давали ложную информацию экипажу самолету во время его подготовки к посадке. Ту-154М был разрушен в воздухе в результате нескольких взрывов. Сначала взрыв (или взрывы) произошел в левом крыле, что привело к разрушению и отрыву трети левого крыла примерно за 900 м до кромки ВПП №26 аэродрома Смоленск-Северный. Были разрушены планки, ребра и лонжероны, а также обшивка крыла. Их обломки были разбросаны на площади шириной 30 м и длиной 400 м вдоль траектории полета. Затем отслоились лоскуты левого крыла, их части также были рассеяны на расстоянии более 400 м. Это зафиксировано аэрофотоснимками 10 апреля. 11 и 12 апреля многие фрагменты были перемещены, что может указывать на преднамеренное манипулирование. Так, один из обломков 2-й щелевой секции, упавший в канаву рядом с дорогой, ведущей из гаражей на улицу Губенко, примерно в 20 м позади березы, столкновение с которой первый доклад считал одной из причин катастрофы, был перенесен 11 апреля под березу.
Второй взрыв произошел в левой части фюзеляжа Ту-154М в зоне салона 3. Взрыв в фюзеляже произошел над землей. Катастрофическое падение электропитания произошло до того, как самолет врезался в землю. Одежда более чем 30 пассажиров была сорвана, тела более чем 10 пассажиров оказались сильно фрагментированными, а части их тел разбросаны на большой площади.
Основной причиной разрушения самолета за мгновение до того, как он упал на землю, стал взрыв балластного бака - фрагмента левой части центроплана, разрушивший третий салон. Передний лонжерон вылетел и приземлился на 70 м к западу.
Взрывная волна вырвала левую пассажирскую дверь, которая врезалась в землю и вошла в нее на глубину в 1 м. Это место расположено в 34 метрах по направлению на запад от дерева высотой более 6 м. Моделирование, проведенное независимым Национальным институтом авиационных исследований (NIAR) в США, показало, что требуемая вертикальная скорость левой пассажирской двери была больше 120 м/с, т. е. вертикальная энергия двери при проникновении в землю была в 100 раз больше, чем кинетическая энергия, которой она обладала благодаря вертикальной скорости самолета. Тысячи мелких фрагментов прохода (площадью 8 кв. м) оказались разбросаны на 1/3 площади места крушения. Взрывная волна, направленная в сторону хвоста, уничтожила эту часть фюзеляжа и выкрутила левый и правый борта самолета вместе с его крышей наружу. Панель пола, вырванная наряду с левым бортом самолета, свидетельствует о направлении взрывной волны.
То, что самолет рассыпался более чем на 60 000 обломков, говорит о силе взрыва. Также в пользу внутреннего характера взрыва свидетельствует деформация обломков из-за высокого внутреннего давления, разброс многих обломков во всевозможных направлениях относительно направления полета и разрушение планок и частей носа оторванной части крыла, указывающее на внутреннее давление. Отсутствие следов удара о препятствие на переднем крае крыла свидетельствует о том, что взрывы произошли до столкновения самолета с землей или деревом. Эксперименты, проведенные Комиссией, подтверждают возможность разрушения крыла взрывчатым веществом и нанесения ущерба, аналогичного тому, который обнаружен в случае фактического разрушения крыла Ту-154М.
Часть пожарных подразделений, которые должны были сопровождать посадку самолета Ту-154М, находилась не в аэропорту, а на улице Кутузова, на направлении подхода самолета при посадке. Когда произошла катастрофа, эти подразделения оказались первыми на месте крушения, прибыв на него через 3 минуты, и с ними был начальник Центра управления кризисными ситуациями МЧС Смоленской области.
Взрывчатка уже была на борту самолета до его вылета в Смоленск. Есть две версии, как она туда попала. В последний момент в самолет было бесконтрольно загружено более тонны запасных частей. Незадолго до последнего полета самолет проходил плановый ремонт на заводе в Самаре. Как говорится в докладе, «эксперименты, проведенные в феврале 2018 в масштабе 1:1, показали, что разрушение крыла срезающего характера... может быть достигнуто при использовании полоски взрывчатого вещества толщиной 1 мм и шириной 5 мм, помещенной внутри бака с горючим и загерметизированной таким образом, чтобы избежать контакта с горючим, а также исключить возможность его обнаружения".
Если выводы польского доклада верны, то подразумевается, что взрыватели были активированы в момент перед посадкой с помощью специальных сигналов кем-то, кто находился недалеко от места посадки. Все это теоретически возможно, но предполагает проведение очень сложной и рискованной операции с участием десятков людей. До недавнего времени подобное казалось невозможным. Но вот после отравления Скрипалей в мире начали понимать, что Россия способна на действия, которые во всем цивилизованном мире кажутся алогичными, прежде всего с точки зрения интересов самой России. Также и гибель Бориса Березовского теперь, вероятно, будет в первую очередь рассматриваться как убийство, после того, как близкий сотрудник погибшего олигарха Николай Глушков был задушен с помощью собачьего поводка.
Если предположить, что под Смоленском действительно был теракт, то его целью было уничтожить значительную часть польской элиты, настроенной антироссийски. Если бы в самолете был не только президент Лех Качинский, но и его брат Ярослав, как предполагалось изначально, польский внутриполитический расклад сегодня мог бы быть другим, более благоприятным для России. В химатаке в Думе тоже была своя логика - сразу после нее повстанцы сдались.
Однако все эти цели можно было бы достичь и другими, менее демонстративными методами. Перезагрузку российско-польских отношений, прошедшую после Смоленской катастрофы, можно было осуществить и без гибели президентского самолета. Уничтожить Скрипалей, если они почему-то очень мешали Путину, можно было куда менее экзотичным способом, равно как и спровоцировать англичан на меры против русских капиталов, осевших в Англии. И Восточную Гуту Асад и его союзники могли бы занять и без использования химического оружия, пусть и на несколько дней позже. И так далее.
Раньше такого рода аргументы в отношении действий России и ее клиентов – мол, не может быть, чтобы Кремль пошел на такие рискованные преступные акции, зачем ему это, - работали. Но теперь, после отравления в Солсбери, уже не работают. Поэтому польский доклад на Западе никто не будет отвергать с порога.