Соборность, которая тяжело дается

22 января 1919 года в Киеве был торжественно провозглашен Акт Соединения Украинской Народной Республики (УНР) и Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР). Событие это имело скорее символическое значение. Реального объединения этих двух молодых государственных организмов так и не произошло. Более того, 4 декабря 1919 года официальная дипломатическая делегация ЗУНР заявила посольству УНР в Варшаве и правительству Польши о денонсации правительством ЗУНР Акта Соединения как протест против тайных переговоров правительства УНР с правительством Польши.
И все же Акт Соединения был важным выражением идеи соборности Украины, ставшей чрезвычайно актуальной для украинцев ХХ в., которые в силу исторических событий оказались в составе разных государств. Показательно, что впервые торжественно отметили провозглашение Акта Соединения в 1939 году в Карпатской Украине, в то время - автономной республике Чехословакии. 22 января того же года в город Хуст, который был столицей этой автономной республики, съехалось около 30 тыс. человек. Это была самая большая манифестация местной украинской людности в тот непростой период, когда Карпатская Украина боролась за свою свободу и независимость.
Символизм Акта Соединения сработал и в период развала СССР, когда украинцы в очередной раз развернули борьбу за независимость. 21 января 1990 года патриотические проукраинские силы организовали «живую цепь» между Киевом, Львовом и Ивано-Франковском как символ единства Украины. Проходила эта цепь и через Ровно, Житомир - до Софийской площади в Киеве. По разным оценкам, участие в акции приняли от 0,5 до трех миллионов человек.
К сожалению, после провозглашения независимости Украины ее руководство, которое преимущественно состояло из бывших советских функционеров, не проявляло интереса к символизму Акта Соединения. Для большинства из них украинская национальная идея «не работала». Эти люди жили в основном в символическом мире советской эпохи.
И все же на Акт Соединения в 1999 г. обратили внимание. Согласно президентскому Указу «О Дне соборности Украины» от 21 января 1999 года устанавливался соответствующий праздник. Конечно, здесь сработал политический прагматизм. В этот год должны были состояться президентские выборы. А действующий тогда президент Украины Леонид Кучма планировал баллотироваться на второй срок. Для этого он хотел заручиться поддержкой патриотических украинских сил. С этой целью и осуществил ряд соответствующих шагов. Одним из них был упомянутый Указ.
Каковы бы ни были причины этого Указа, но праздник был установлен и начал «работать». По крайней мере ежегодное обращение на официальном уровне к истории освободительной борьбы, к идее соборности Украины делали свое дело.
Как уже говорилось, празднование этого Дня так или иначе связано с апелляцией к идее соборности Украины. Сама же проблема единства нашего государства не исчезла. В последнее время даже стала актуальной в связи с российской агрессией. Россия не только у нас отобрала Крым, но и планировала превратить Украину в аморфное государство с федеративным устройством. Это ей не удалось. И, будем надеяться, не удастся. Хотя она требует «особого статуса» для Донбасса.
Вместе с тем нынешняя российская агрессия против Украины и война на Донбассе, как и аннексия Крыма, - это одно из последствий того, что украинское руководство в период независимости практически не занималось вопросами единства Украинского государства и консолидации населения.
Надо понимать, что нынешняя Украина является государством, в состав которого вошли территории с неодинаковым этническим составом, культурными и политическими традициями. Это вполне закономерно. Если возьмем даже небольшие страны Европы, то можем указать на их этническую и культурную неоднородность. Например, в соседней с нами небольшой по территории и количеству населения Словакии наряду со словаками в определенных регионах компактно проживает немало венгров и украинцев. К тому же заметный процент населения этой страны составляют ромы (цыгане). А что уж говорить о больших по территории и населению странах. Например, Германия, которая сейчас является ведущей экономической силой Европейского Союза, заметно отличается в региональном плане. Немецкая же нация формировалась на основе разных этносов и субэтносов, в т.ч. и негерманских. Но сейчас Германия, несмотря на определенные проблемы с эмигрантами, является единой консолидированной страной, где царит один немецкий язык, практически одна культура, существует также относительное политическое единство. И это при том, что лет 150 назад эта страна была политически разделена.
Благодаря чему достигалось единство современных европейских государств? Конечно, здесь срабатывают разные факторы - экономические, политические, государственно-административные. Но большую роль, если не главную, играет культурный фактор, с помощью которого создается относительно единое национально-государственное символическое поле. Именно благодаря этому полю происходит идентификация личности с государством и нацией (нацией прежде всего в смысле политическом).
Каковы составляющие этого символического поля?
Это национальная атрибутика - герб, флаг, гимн. К этому можно еще добавить праздники и национальную валюту с соответствующими изображениями национальных героев. Кажется, с национальной атрибутикой у нас проблем нет. Правда, есть вопрос, насколько в Украине культивируется уважение к ней и пользуется ли она им.
Важным элементом национально-государственного символического поля является язык - главный инструмент общения и одновременно выражения культуры народа и его ментальности. У нас существует государственный украинский язык. Однако Украинское государство мало делало и делает, чтобы утверждать его. Даже высокие государственные чиновники не считают нужным официально выступать на украинском языке. Самое обидное, что это явление получило большое распространение после Революции Достоинства, которая, казалось бы, имела выраженные украиноцентричные аспекты. Украинский язык реально теряет сферы функционирования - маргинализируется в сфере бизнеса, средств массовой информации. Способствует ли такой «государственный подход» консолидации государства? Думаю, ответ очевиден. К тому же такая практика порождает неприязнь украиноязычных к своему государству, которое они, собственно, могут перестать воспринимать как «свое».
Бесспорно, большую роль в формировании национально-государственного символического поля играет культура (в широком смысле этого слова), которая производит национальные символы, ориентиры, идеи и т.д. Теперь давайте дадим ответ, есть ли у нас украинское кино, телевидение, литература, наука, музыка, изобразительное искусство? Да, есть. Но эти явления скорее маргинальные. У нас доминирует иностранная культура, прежде всего русская. По большому счету, государственные мужи, не оказывая действенной поддержки украинской культуре, скорее способствуют дезинтеграции, а не консолидации своего государства. Правда, есть в целом украинское образование (хотя и здесь не все так однозначно). Но образование - это прежде всего инструмент, с помощью которого осуществляется распространение языка и культуры.
История показывает, что большую роль в национально-государственной консолидации может сыграть церковь, если она имеет соответствующие ориентиры. К сожалению, Украине рассчитывать на консолидацию с помощью церкви не стоит. Дело не только в том, что у нас много конфессий, среди которых только единицы демонстрируют проукраинскую ориентацию. Дело в том, что фактически благодаря государственной политике доминирующей конфессией у нас является Украинская православная церковь, которая в действительности является филиалом Русской православной церкви и проводит линию, выгодную для нашего агрессора.
Таким образом, приходится констатировать, что Украина не имеет своего полноценного символического поля. И, к сожалению, делается очень мало, чтобы его создать. А без него нельзя надеяться на действительно соборную Украину.
Можно, конечно, отпраздновать День соборности (и это тоже надо). Но стоит помнить, что полноценной соборности у нас еще нет. Ее еще надо создать.