Перейти к основному содержанию

Сочувствие и социальная компетентность

О чем есть смысл говорить после трагедии в Брюсселе
23 марта, 13:50

Терроризм представляет значительную угрозу для человечества. Хотя количество жертв террористических атак в среднем в 13 раз меньше количества жертв умышленных убийств, а уровень убытков примерно в 20 раз меньше, чем ущерб от природных катастроф, растущее географическое распространение террористических атак, разнообразие целей и методов террористов рассматриваются как значительная угроза безопасности общества. В последние пять лет ежегодно осуществляется от 12 до 14 тысяч террористических атак, в которых погибает от 32 до 38 тысяч человек.

МИРОВОЙ ТЕРРОРИЗМ И ЗАПАДНЫЕ СТРАНЫ: АТАКА НА ЕВРОПУ

Потери западных стран в последние годы составляют от 2,5 до 3,5% общих потерь от терроризма, но в контексте мировых медиа они воспринимаются больнее. При этом именно в 2014-2016 гг. потери западных стран от террористических атак начали стремительно расти - почти в семь раз за 2,5 года. Эти опасные тенденции требуют понимания.

Утром 22 марта 2016 года терроризм нанес очередной удар в Европе. Взрывы прогремели на нескольких транспортных узлах в Брюсселе, менее чем за неделю после того, как власти Бельгии арестовали Салаха Абдельсалама, которого считают одним из нападавших на общественные центры в Париже в прошлом ноябре. Известно о двух мощных взрыва в аэропорту Брюсселя, один из которых, скорее всего, совершен смертником, а другой - с помощью автономного устройства (еще одно устройство не сработало и было найдено на месте происшествия), а также отдельный мощный взрыв произошел на станции метро Maelbeek, который был самым кровавым. Известно о почти трех десятках погибших и 130 раненых (из них 70 - тяжело).

Эта атака, которая произошла всего через несколько месяцев после теракта в Париже и в считанные дни после ареста Салаха Абдельсалама в районе, где он вырос - в коммуне Моленбек, подтверждает, что Европа стоит перед большой террористической опасностью, имеющей внутреннее происхождение.

Если мы строим открытую многоуровневую мультикультурную среду, мы должны быть готовы к тому, что в ней будут возникать квазиавтономные структуры, с собственными, иногда искусственными идентичностями, недостаточно встроенными в структуру общества, а потому уязвимыми к внешним воздействиям. В частности воздействиям деструктивным. Экстремистские сети, причастные к терактам в Париже и Брюсселе, созданы из граждан этих стран, потомков выходцев из бывших колоний, а не из новоприбывших мигрантов. В этой проблеме нет ничего нового, но ее нужно четко идентифицировать и не создавать фальшивых объяснений.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕНТИФИКАТОРЫ АТАКИ

Сегодня - через короткое время после взрывов - не все факты известны, но уже можно сделать определенные предположения, исходя из пространственно-временных характеристик атак и использованных методов. В частности, можно с высокой вероятностью предположить, что террористическая сеть, которая причастна к организации террористической атаки на Париж 13 ноября 2015 года, организовала и эту атаку.

На прошлой неделе бельгийские спецслужбы арестовали Салаха Абдельсалама, единственного, кто выжил из участников теракта в Париже, двум другим подозреваемым якобы удалось бежать.

С одной стороны, логично было бы предположить, что мотивом брюссельской атаки является месть за арест Абдельсалама. Но степень обработки, уровень подготовки и обеспечения теракта свидетельствуют, что арест Абдельсалама мог быть скорее триггером, ускорителем планов террористов. Они планировали это или аналогичное нападение в ближайшее время и, понимая, что полиция идет по их следам, ускорили реализацию своего плана. Скорость, с которой произошло нападение, показывает, что сеть скорее всего была подготовлена к такому нападению, соответствующий процесс подготовки проходил несколько месяцев или по крайней мере недель, еще до ареста Абдельсалама. Методы атаки также максимально подобны, почти тождественны парижским: пространственно-распределенное использования нескольких групп террористов-самоубийц (также с автоматическим оружием) против гражданских целей с небольшим временным интервалом в местах массового скопления людей. Итак сходство и повторяемость позволяют предположить, что к брюссельской атаке причастны сети и деловые или аффилированные к ним группы. Таким образом, атака не была спонтанной акцией мести или быстрой реакцией на арест Салаха Абдельсалама.

Это была заранее спланированная и подготовленная акция. Арест Салаха Абдельсалама только, вероятно, ускорил ее реализацию.

И это не является хорошей новостью для европейской безопасности. Потому что это означает, что в Европе действует сеть террористических групп, которая имеет достаточный ресурс для организации и осуществления масштабных террористических акций. Мы помним, что в начале 2000-х «Аль-Каида» мечтала о проведении такого рода акций на территории Европы и Америки, но тогда они не имели необходимых ресурсов и возможностей для оперативной поддержки действий такого масштаба. Сегодня ИГИЛ, в том числе используя сети «Аль-Каиды» и, возможно, внешний финансовый, интеллектуальный и организационный ресурс, такие возможности демонстрирует. При этом следует помнить, что за каждым обезвреженным террористом в таких случаях стоит сеть из 10-12 человек, которые обеспечивают организационную и техническую поддержку теракта. Таким образом, разоблаченная сеть из 3-4 террористов требует поиска 30-40 человек, которые поддерживали их деятельность, обеспечивали коммуникации, поставляли деньги, оружие, взрывчатку и т.п. Итак, каждый арест - это не ликвидация угрозы, а разоблачение лишь верхушки айсберга.

ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ ТЕРРОРИЗМА

Связь местных сетей с ИГИЛ может быть обеспечен через отдельных агентов, которые перемещаются с массой беженцев. О путях перемещения беженцев, скрытых движущих силах этих процессов и средствах их контроля сказано в последнее время очень много.

Системные поставки финансового и организационного ресурса могут быть обеспечены на фоне большого противостояния, которое сегодня снова встало в мире. Не секрет, что во времена «холодной войны» СССР выступал спонсором многих террористических организации, в том числе «Хезболлы» и «Рабочей партии Курдистана», которые и сегодня являются источником опасности в своих регионах. Так и сегодня есть основания подозревать, что в «новой холодной войне» Россия использует против своих «западных контрпартнеров» традиционные инструменты влияния.

Сотрудничество российских структур и ИГИЛ не секрет: известно о совместных проектах компании олигарха Тимченко «Стройтрансгаз» и сирийской фирмы Hesco в строительстве и эксплуатации газоперерабатывающего завода Tuweinan, который работает на ИГИЛ, не менее известным является участие Кирсана Илюмжинова и его банка «Русский финансовый альянс» и фирмы Hudsotrade Limited в финансовых схемах ИГИЛ (отмывание денег от продажи нефти при посредничесиве Асада).

НА ЧАШЕ ВЕСОВ: СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕВРОПЫ КАК ЗАЛОГ ВЫЖИВАНИЯ В ПРОТИВОСТОЯНИИ ТЕРРОРИЗМУ

Десять лет назад после взрывов в лондонском метро (7 июля 2005 года) европейские оборонные аналитики опасались потенциально фатальных последствий возвращения иностранных боевиков террористических группировок «Аль-Каиды» в европейские диаспоры, которые обычно обеспечивали им безопасную гавань. Тогда говорили, что возможность безопасного возвращения является дополнительным фактором мобилизации и может вдохновить молодежь не только к участию в террористических группировках, а и к продолжению террористической деятельности дома. Но эти опасения тогда оказались напрасными, «Аль-Каида» никогда не была способна успешно мобилизовать недовольную молодежь ни внутри западных стран, ни в своих рядах. Однако сегодня мы наблюдаем количество разочарованных и дезориентированных жителей местных общин Европы в рядах нынешних и бывших иностранных боевиков ИГИЛ в масштабах в несколько раз больших, чем в «Аль-Каиде» во время ее расцвета.

Сегодня мы должны говорить о компетентности европейских институтов по отношению к вызовам терроризма. Не только оборонной или военной, но и социальной компетентности. Не только Франция, Бельгия, а и Германия, Нидерланды, Швеция, Дания, которые стали прибежищем большого количества мигрантов и дали значительное количество боевиков ИГИЛ, могут стать следующей целью террористов.

Реакция европейских, в первую очередь бельгийских и французских, спецслужб на волну сетевых атак исламистов определит не только судьбу подполья ИГИЛ в Европе, а и во многом будущее ИГИЛ. Известно, что в рядах ИГИЛ насчитывается от пяти до семи тысяч граждан ЕС, что составляет, по разным оценкам, около 20% ее состава. Таким образом, связь между Европой и ИГИЛ (социальными, политическими процессами) является двусторонней, а влияние экстремистов европейского происхождения на стратегию ИГИЛ может быть во многом определяющим.

Эффективность государственных и общественных институтов ЕС - не только военная или политика безопасности, а и социальная, определит ход противостояния коалиции с исламистами в Сирии и Ираке, судьбу переговорного процесса международной группы по Сирии, урегулирование вопроса беженцев, отстаивание прав человека и противостояние пропаганде экстремизма в каком-либо виде. Это, безусловно, касается и украинского вопроса, поскольку касается ценностной модели. Таким образом, эффективность европейских институтов как ответа на террористическую атаку определит устойчивость европейской модели жизни, основанной на уважении, сотрудничестве и сострадании. Что мы сегодня и продемонстрировали...

Чисто технически атака в Брюсселе требует скоординированного повышения эффективности контртеррористической деятельности во всем мире. Известно, что парижские атаки в ноябре вызвали волну террористической активности сетевых филиалов ИГИЛ в Азии, Европе и Африке, а также «конкурентные» атаки от «Аль-Каиды» в регионе Магриба и усилили активность исламистов в США (например, в Филадельфии и Сан-Бернардино). С большой вероятностью, события в Брюсселе, как и события в Париже, будут иметь тождественные последствия. В любом уголке мира могут появиться подражатели, вдохновленные сегодняшним вниманием СМИ как окончательной мотивацией к насилию. Любой успех террористов порождает тягу к следующему успеху. Мероприятия по контролю безопасности и социального управления должны изменить эту тенденцию, пока она не уничтожила наше общество.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать