Старые мельницы и новые Дон Кихоты

Будь я на месте людей, кто составляет списки для награждения за разные подвиги, обязательно бы внес туда имя Элиота Хиггинса. Этот человек, о котором все известно спецслужбам мира, и почти ничего — простым гражданам, оказался важной фигурой в российско-украинской войне и многое изменил в наших взглядах на международные отношения. Если вы до сих пор не знаете Хиггинса, не слышали о его блоге Brown Moses, (Карий Моисей) и не посещали сайт Bellingcat (что-то вроде трубящего кота), значит, вы не представляете, куда катится мир. Потому, что Хиггинс поставил перед нами непростые, неприятные, опасные, но очень важные вопросы.
• Как и все захватывающие истории, эта началась скучно и буднично. В Соединенном Королевстве жил-поживал не очень удачливый мужчина, вступивший в полосу среднего возраста. Из него не вышел известный журналист и хорошо оплачиваемый программист. Парень работал в обувной фирме, растил дочь и по вечерам «сидел» в Интернете без абсолютной материальной выгоды, как потом говорила его жена-турчанка. Но у Элиота была душа, мечта и хобби. Все они слились в одно целое, когда он стал изучать материалы войны в Сирии. Хиггинс понял, что системный поиск в социальных сетях и на официальных сайтах, как трал рыбацкого сейнера, поднимает из невидимых глубин фантастические уловы. Если потратить время на систематизацию трофеев, то можно отыскать любую рыбу и любого моллюска. В блоге Brown Moses рядовой британский гражданин выложил свои уловы на обозрение широкой публики. Эти исследования помогли разоблачить президента Б. Асада в применении «бочковых» и кассетных бомб сирийского и китайского производства, узнать место казни захваченного американского журналиста, открыть каналы незаконных поставок оружия из Хорватии и России, зафиксировать применение химического оружия под Дамаском... В общем сообщения наделали много шуму и затронули интересы влиятельных персон и стран. Пришлось на них реагировать. Естественно, Хиггинса обвинили в сотрудничестве с ЦРУ, МИ-5 и МИ-6, Мосадом и Бильдерберским клубом, который у нас теперь заменяет масонскую ложу. Однако внимание прессы к сыщику виртуальных трущоб оказалось так велико, а методы его работы так прозрачны, что версию об агентурном происхождении обличительных материалов пришлось снять.
• Что же получилось? В поисках правды один человек, засевший у своего компьютера в домашних тапочках, оказался эффективнее десятков рыцарей плаща и кинжала? Запомним этот вопрос.
Летом прошлого года Хиггинс основал сайт Bellingcat, объединив в нем нескольких специалистов и фанатов интернет-розыска. Небольшие суммы пожертвований, поступившие после сирийских разоблачений, позволили Элиоту навсегда забыть об обуви и сосредоточиться на любимом деле. Теперь в поле его зрения оказалась необъявленная российско-украинская война. Первая констатация международного уровня касалась того самого Боинга 777-20 Малазийских авиалиний, который сбили российские военнослужащие в небе над Донецком. Через два месяца после катастрофы, когда эксперты еще складывали детали рухнувшего самолета и на разных уровнях еще мусолились «версии случившегося», Хиггинс опубликовал пошаговую картину преступления, совершенного подразделением Курской 53-й бригады ПВО. Перемещение зенитно-ракетного комплекса «Бук» с российской территории, выход его на позицию в Торезе, пуск ракеты и другие документы можно найти на сайте Bellingcat. Там же есть подробные экспертные заключения по изучению воронок, оставленных снарядами и ракетами на многострадальной земле Донбасса. Как для криминалиста не составляет труда определить вид оружия по выпущенной пуле, так аналитику-артиллеристу совсем не сложно сделать заключение, откуда и какими снарядами стреляли по Дебальцево. Так вот группа Хиггинса, в которую входили специалисты из разных стран, в том числе и России, определила не только направления обстрелов, но и огневые позиции гаубиц и «градов» на российской территории.
• Материалы исследований энтузиастов не остались без внимания прессы, общества, политиков и разведок. Теперь Bellingcat сотрудничает с неправительственными фондами и государственными конторами. Потому, что высок профессиональный уровень исследований и низкая стоимость их результатов. Например, миссия ОБСЕ, наблюдавшая недавно за эскалацией боевых действий на Донбассе, и не нашедшая там следов присутствия войск Российской Федерации, обошлась европейским налогоплательщикам в сумму около 1 млн евро. Bellingcat с этой же работой справился за 73 тыс. долларов, предоставив массу документов, вплоть до номеров двигателей на секретной технике россиян.
Поэтому вернемся к ранее поставленному вопросу о продуктивности частной инициативы и бюрократической миссии. Стоит ли европейским народам держать на своем иждивении армию незрячих наблюдателей ОБСЕ, когда рядом есть люди, готовые выполнить работу, честно и почти даром? Вытекающий из этой риторики новый вопрос еще лучше. Что будет рассматриваться в судебных инстанциях, когда факт российской агрессии, превратиться в уголовное дело? Докладные записки бюрократов или фото-видео-аудио документы свидетелей таких преступлений, которые собрал Bellingcat и множество других волонтерских организаций, задавшихся целью узнать правду о войне? Наверное, документы станут важнее докладных бюрократов. Очевидно и другое: официальные миссии и комиссии вызывают недоверие общества. На работу Хиггинса скинулись тысячи людей, а на командировочные работников ОБСЕ на восток Украины деньги взяли из казны. Чувствуете разницу?
• И тут напрашивается третий вопрос. Как нам жить в системе полной ангажированности государственных чиновников? Ведь факт военной агрессии одной страны против другой, скорее всего, остался бы непризнанным, не окажись в Европе людей вроде Хиггинса, без должностных полномочий, но с горячим желанием желаний докопаться до истины. У чиновников такого желания нет. Независимо от их происхождения, мотивация поведения иная, чем у граждан, руководствующихся принципами и моралью. Чиновники думают о карьере, возможных экономических последствиях, влияниях на общественное мнение и позициях на предстоящих выборах. Свободные граждане намерены отыскать истину без оглядок на авторитеты, возможные потери и риски. В этом и проблема современной политики, ушедшей от естественных для человека поисков справедливости в мир тактических и стратегических выгод и различных комбинаций с деньгами и нравственностью.
Пожалуй, в этом и есть главный урок, преподанный нам Элиотом Хиггинсом и сотнями других Дон Кихотов XXI века, бросившихся со своими информационными копьями на старые мельницы выгодной лжи.