Статистическая погрешность, изменившая ход истории
За выход Великобритании из Европейского Союза проголосовало 51,9% избирателей. За то, чтобы остаться в составе ЕС — 48,1%. Разница в 3,8 процента это, по сути, статистическая погрешность в социологических исследованиях, которая дает право говорить об окончательном и бесповоротном решении граждан Великобритании относительно дальнейшей судьбы страны на данном этапе.
О том, что часть англичан не хотят покидать «общий дом», свидетельствует и скорость, с которой на сайте британского парламента была размещена петиция (процедура долгого действия) о проведении повторного референдума о членстве Великобритании в ЕС. Требованиями петиции является установление правил, согласно которым явка на референдуме о выходе из ЕС должна быть не менее 75%, а решение считается принятым при голосовании за него не менее 60% граждан (возможно, такая норма должна быть для всех стран ЕС — тут следует вспомнить нормы референдума в Нидерландах, где вопрос решали 32,2% тех, кто собрался в тот день на голосование). В противном случае назначается повторный референдум. По моему мнению, большинство стран задумается над усовершенствованием референдного законодательства. Кстати, для рассмотрения петиции в британском парламенте необходимо собрать 100 тысяч подписей, а уже собрано более 85 тысяч.
Однако факт остается фактом — Великобритания покидает Евросоюз. Согласно 50-й статье Договора о ЕС президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, глава Европейского Совета Дональд Туск, президент Европарламента Мартин Шульц и премьер председательствующих в Совете ЕС Нидерландов Марк Рютте в совместном заявлении объявили готовность к началу оперативных переговоров по поводу выхода Великой Британии из Евросоюза, которые как минимум будут продолжаться 2 года, а больше всего, по мнению экспертов — 10 лет. Впрочем, европейское сообщество уже заявило об аннулировании особого статуса Британии в ЕС, который был зафиксирован в начале 2016 года.
Какие последствия следует ожидать Европе и Украине, в частности, от такого шага граждан Британии?
Саму Британию в ближайшее время сильно встряхнет. Вероятно, теперь в Шотландии снова будут проводить референдум по выходу из Британии, поскольку она покинула ЕС. В частности, об этом заявила сегодня глава правительства и лидер Шотландской национальной партии Никола Стерджен.
Что касается Европы, то континент накроет волна инициатив относительно выхода из ЕС достаточного количества ее членов, с которыми будут выступать правые и праворадикальные движения и партии евроскептиков. Так, еще в начале мая результаты опроса, проведенного Ipsos Mori, показали, что 58% итальянцев и 55% французов хотят провести собственный референдум относительно членства в ЕС. Из общего количества опрошенных в восьми странах ЕС 45% выступили в пользу проведения такого референдума. Это достаточно тревожный сигнал для руководства организации и для лидеров европейских стран.
Рост радикальных и вообще евроскептических настроений в Европе, особенно на фоне миграционных споров между членами ЕС, уже создал устойчивые предпосылки для радикального переформатирования партийно-политической одеяла континента в сторону разрушения евроединства, которая базируется на принципах права и гуманистических ценностях демократии. Это еще одна, пока что скрытая для массового общества, угроза для завтрашнего будущего ЕС.
С другой стороны, такой стресс Европе необходим. Поскольку это возможность стать, наконец, на путь коренных преобразований в управленческо-координационных подходах к таким глобальным вопросам, которыми являются мультифункциональная разнодинамическая безопасность Европейского Союза (от элит до самых маленьких общин), его финансовая и экономическая стабильность (оффшорные оптимизации и судебно-правовые лакуны вненациональных систем), интегрированная ответственность каждого государства союза за совместное мирное будущее глобальной Европы и мира как будущее своей страны и своего народа. Долгое пребывание в состоянии усыпленной сытой комфортности мира как данности для европейских элит рано или поздно могло завершиться намного более сложными геостратегическими процессами. Сейчас у них появился шанс (благодаря этому геостратегическому кризису) на обновление и перспективу как расширение возможностей для всех.
Украина по результатам британского референдума должна извлечь собственные уроки. Прежде всего, относительно изменения реперных точек своего позиционирования в Европе и мире. Это шанс стать инициативным игроком уже не столько европейской политики, сколько мировой — с четко выраженной продуктивной позицией-стратегией, собственными геоамбициями и заявками на региональное лидерство (или хотя бы соответствующую мощную самостоятельность).
Это возможность (и в то же время необходимость) в корне изменить стилистику и приоритетные инструменты в политике взаимоотношений власти и общества внутри государства. Ведь что показал британский референдум? За выход из ЕС голосовали преимущественно пенсионеры, то есть физически и экономически неактивная часть общества, которая достаточно часто отказывается воспринимать глобализацию как тренд мирной мировой цивилизации. Это скорее был их протест против динамических изменений действующей эпохи, чем осознанно ответственный выбор.
С другой стороны, такой результат стал возможен в условиях, когда паркетные элиты в своем привычном управленческом стиле начали раскладывать в политических картах только им известный пасьянс и просчитались. К тому же, британское правительство не считало необходимым вести системную креативно-сценарную активную разъяснительную политику в стране относительно последствий такого решения, а четырехмесячная компания наиболее активно проводилась там, где были сторонники ЕС, а не их противники. Как отметил в своем комментарии министр иностранных дел Чехии Любомир Заоралек, этот результат является «примером того, что происходит, когда общественности недостаточно объясняют действия европейской политики».
Собственно, все эти недостатки британского истеблишмента присущи и руководителям украинской власти.
Как следует относиться к результатам референдума? Как к геостратегическому факту-началу новой динамической переходной эпохи. Как к событию в глобальном смысле для планеты Земля. Событие произошло, и сейчас выигрывает тот, кто честнее, быстрее и качественнее сделает правильные выводы.
P. S. Специально не затрагивал тему путинской России в процессах британского референдума и европейской политики в целом. Сегодня Кремль, бесспорно, празднует, победу. Однако, как показывает история последних десятилетий, кремлевские правители являются хорошими тактиками и никудышными стратегами. Так что к этой теме стоит вернуться позднее.