Перейти к основному содержанию

Стереотипическое зрение

Боязнь конкуренции — врожденная фобия человека, начинающего свой бизнес в стране победившего монополизма, поэтому мы всегда ищем монетку под фонарем, а не там, где обронили.
27 сентября, 09:36

Аристотель утверждал, что у женщин зубов меньше, чем у мужчин; и, несмотря на то, что он был женат дважды, ему так и не пришло в голову проверить правильность этого суждения, заглянув в рот своей жене...

Бертран Рассел

На тренинге для начинающих предпринимателей зарубежный лектор задал слушателям вопрос. Где выгоднее разместить «точку» фаст-фуда — в спальном районе, удаленном от конкурентов, или на бойком перекрестке, заполненном павильонами всех брендов быстрого питания? Большинство в аудитории выбрало монополию на выселках вместо location в оживленной среде реального рынка. Хотя даже бабушкам, торгующим пирожками собственной выпечки, известно: час стояния у станции метро, несмотря на риски милицейских приставаний и толкотню, по выручке равен дню, проведенному в хождениях по тихой улочке. Но стереотипы всегда сильнее здравого смысла. Боязнь конкуренции — врожденная фобия человека, начинающего свой бизнес в стране победившего монополизма, поэтому мы всегда ищем монетку под фонарем, а не там, где обронили.

Человек на 70% состоит из воды и на 90% — из стереотипов. Они окружают нас повсюду, оккупируя сознание и закрывая глаза искажающими реальность разноцветными линзами. Бизнес взял их на вооружение в борьбе за потребительские симпатии, сделав движущей силой рекламы. Политики превращают социальные шаблоны в бюллетени своих избирательных урн. Некоторые из «постулатов» рождены сотни лет назад, многие — относительно недавно. Мужчины трудоспособнее женщин, евреи — скупы, все чернокожие — певцы или спортсмены, арабы — террористы, французы — лучшие любовники, блондинки — глупы, русские — душевные, а наша колбаса лучше импортной... И т.д., и т.п. В этом царстве клише лайнер всегда серебристый, золушка ждет принца, органы никогда не ошибаются и социализм тождественен раю.

Несколько лет назад болгарский дизайнер Янко Цветков изобразил мир в виде атласа стереотипов, в шуточной форме пересказав, как глупо выглядят тривиальные представления людей. На карте мифов и предрассудков http://alphadesigner.com/ mapping-stereotypes/ Украина названа буфером против варварства, страной транзита газа, поставщиком товара для борделей и вообще неизвестной землей, раскинувшейся к северу от Черного моря. Будь у руля европейских государств люди с такими шаблонами в головах, вряд ли бы мы имели шанс сесть с ними за один стол на международных переговорах. Но, слава богу, форма деятельности больших полушарий головного мозга у человека не имеет постоянных значений и меняется под воздействием опыта. В третьем тысячелетии мы уже не опасаемся рыцарей-крестоносцев и, спрятавшись в лесу, не пускаем немецкие поезда под откос. Правда, тоска по канувшим в историю образам не покидает медиа-пространство. Ею наполнены разговоры в эфирах и тексты авторитетных людей, претендующих на экспертные суждения. В эти дни они посвящены главной теме — предстоящему украинско-европейскому сближению. Как заведено на протяжении сотен лет, возможной близостью пугают. Чаще всего говорят о неминуемой капитуляции наших продовольственных товаров перед зарубежным натиском. Дескать, в Евросоюзе сельскохозяйственных производителей дотируют, значит, они могут существенно снижать цены, завоевывая рынок, а потом поднимать, как им вздумается. Не надо быть экономистом, чтобы догадаться о переносе собственных шаблонов поведения на европейскую почву. Наши граждане собирают урожаи ягод, овощей и фруктов, зарабатывая за месяц в Италии столько, сколько в родном селе не удается сколотить праведным трудом за год. Зачем нам бояться европейских дотаций, если фора по зарплате, а значит и себестоимости, вполне их компенсирует? И почему об ужасах европейской экономики в СМИ нашей страны говорят российские спикеры, понятия не имеющие о правилах цивилизованного бизнеса, и украинские профессоры, совсем недавно преподававшие экономику развитого социализма? Сравните сказанное этими людьми с мнениями наших бизнесменов, разместивших свои производства, например, в Чехии, и будет понятен смысл игры на старом аккордеоне изоляционной экономики. Торговать на безлюдной и темной провинциальной улочке хуже, чем на освещенных площадях, до отказа заполненных покупателями и продавцами.

Украина — неповоротливая страна в смысле слепой приверженности стереотипам, мешающим жить и видеть перспективу всем слоям населения. Европа нам чужая, а Россия — мила. Придут капиталисты и скупят всю землю. Петлюра — враг, Косиор — свой. Холокост признаем, Голодомор отрицаем. На западе живут лентяи-националисты, на востоке — труженики-интернационалисты... Несмотря на 22-летний период жизни вне советской идеологии и догм старой системы, значительная часть граждан предпочитает следовать допотопным традициям, не вникая в историю их происхождения.

Однажды молодой муж спросил у жены, почему готовя рождественский ужин, она разрезает гуся пополам. Та ответила, что переняла способ у мамы. Тогда зять расспросил о кулинарных секретах тещу. Та сослалась на бабушку, и пожилая женщина призналась, что у нее была маленькая духовка, в которую гусь целиком не влезал. Этот пример часто приводят социальные психологи, поясняя людям нелепость стереотипов. Почему же нашим гражданам не удается превратиться в дотошных зятьев и докопаться до подлинных причин расчленения гуся нашей истории и созданной на ее обломках действительности? Почему слабо звучат голоса об украинских корнях огромного пласта культуры, ныне называемой российской, и память о заговоривших на такие темы, вырубаются топорами неграмотными мужиками?

По мнению ученых, изучающих эту проблему у нас и на Западе, ложные системы убеждений невероятно сложно устранить, поскольку они возникают в раннем возрасте. Человек связывает с ними свое ego, значительную часть охраняемых впечатлений детства и юности. Тот, кто помнит роман Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», наверняка не прошел мимо легенды о манкуртах. Юношей-пленников зомбировали с помощью сырого верблюжьего вымени, которое надевали на их обритые головы, чтобы жесткие азиатские волосы пронизывали ткань убитого животного и превратили ее в неснимаемый головной убор, принося адские головные боли, сводящие человека с ума. После пытки манкурт не терпел прикосновений к своей голове и готов был убить всякого, протянувшего к нему руки. Носители давно опровергнутых истин и согревающих душу заблуждений похожи на несчастных под колпаком ссохшегося верблюжьего вымени. Логика, факты и артефакты не изменят их поведения и восприятия, лишь озлобят и напугают.

Антистереотипы, то есть ценности, создающиеся в противовес прежним, тоже накаляют атмосферу в обществе. Герои Крут, преданные своим идеалам так же, как Павка Корчагин, никак не совмещаются в одной исторической эпохе, хотя их объединяет общий эмоциональный порыв. Отряды Романа Шухевича и Сидора Ковпака категорично разнесены по разным полюсам, хотя сражались они вместе против общего врага. Клишированное сознание не способно всех их приблизить к сердцу. Оно не допускает отступления от правил прошлой жизни, поддерживая в стариках огонь злобы жизненного заката, а в молодых — энергию наследственной ненависти.

Эта эпоха поклонения искаженным идеалам не пройдет сама собой, если общество не пожелает сменить удобные, но рваные телогрейки, в которых стыдно показаться на людях, на подобающие времени и обстоятельствам костюмы. И когда из истлевшей ткани диких нравов прекратят шить новые школьные формы, мы перестанем бояться примет цивилизации и посмотрим на мир, сняв очки стереотипического зрения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать