Судьба Амина. Урок (Что-то Януковичу обещано и что-то потребуется)
Три года назад я сделал вывод о формировании на востоке Европы неототалитарного пространства. Элиты трех восточнославянских государств стали отдаляться от Европы, останавливая процесс нациогенеза на своей территории и бросая вызов европейской идентичности и европейской системе ценностей.
Важнейшим индикатором подобной эволюции стало отношение к политическим соперникам – даже не противникам. Путин рано нанес упреждающий удар, изгнав Березовского, посадив Ходорковского и реформировав избирательную систему так, что появление любого конкурента стало невозможным, как и любое влияние населения на власть. Лукашенко, напротив, допустил к последним (подозреваю, что во всех смыслах последним) президентским выборам реальных конкурентов, а потом всех взгрел.
Преследование Луценко и Тимошенко, которые из Москвы видятся не принципиальными противниками Януковича, а представителями соперничающих кланов, показало, что и он вступил на этот путь. Подобные действия являются знаковыми.
И точно так же при всех многочисленных условиях ассоциации с ЕС, изложенных на тысячах страниц соглашения главным было одно. То самое, которое именовалось отказом от избирательного применения правосудия.
Все настолько увлеклись шоу «Освободите Тимошенко!», что почти не заметили, как под шумок в Украине был принят закон, направленный на то, чтобы не допустить участия в президентских выборах Виталия Кличко. Да что же получается: выходит, Янукович продолжает если не уголовное преследование, то законодательное поражение в правах потенциальных конкурентов. И что, вот с такой политической культурой – в Европу?
Надо отдать должное европейской элите, которая совершила героическую попытку спасти Украину как европейскую страну. Обращает на себя внимание то, что решение о приостановке работы над соглашением привело к отказу от поездки в Киев еврокомиссара Фюле и к заявлению Квасьневского о том, что это выбор Украины, а не Евросоюза. Полагаю, это уже для того, чтобы понравиться Кремлю.
А теперь внимательно вчитайтесь в эту хронику:
• В июле в Баграм прибыл батальон из 111-го парашютно-десантного полка (111пдп) 105-ой воздушно-десантной дивизии (105вдд), также состоялось прибытие в Кабул 103-й воздушно-десантной дивизии, фактически, после штатного переформирования в 1979 году — отдельного батальона 345опдп. Это были первые воинские подразделения и части Советской Армии в Афганистане.
• С 9 по 12 декабря в Афганистан прибыл первый «мусульманский батальон» — 154ооСпН 15обрСпН.
• 14 декабря состоялось прибытие в Баграм ещё одного отдельного батальона 345 опдп.
• 25 декабря колонны 40-й армии (40А) Туркестанского военного округа пересекают афганскую границу по понтонному мосту через реку Аму-Дарья. Х. Амин выразил благодарность советскому руководству и отдал распоряжение Генеральному штабу Вооружённых Сил ДРА об оказании содействия вводимым войскам.
• Вечером 27 декабря состоялась операция «Шторм» — штурм дворца Амина.
Подробности штурма ужасны. Да и штурма не было. Пришли и добили отравленного Амина вместе с маленьким сыном и советским врачом. А до того он шесть раз просил ввести советские войска. Вот и допросился.
Думаю, понятно, почему я напоминаю о судьбе этого человека. Украина не Россия. Но Украина и не Белоруссия, где Лукашенко удачно решает две задачи – подавление оппозиции и сопротивление всем попыткам Москвы превратить его в минского губернатора. Как показывают социологические данные, решение клана Януковича противоречит устремлениям как значительной части элиты, так и надеждам почти половины украинского населения. Возможный конфликт, украинская «битва за Европу» будет внутренним делом Украины, если Янукович не попросит помощи у Москвы для подавления оппозиции.
А ежели попросит, то вот судьба Амина. Допросился.
Это самый худший вариант, но ведь что-то Януковичу обещано и что-то потребуется. Это значит, что российский бюджет будет оплачивать подкуп украинской правящей элиты. Как уже оплачивает покупку элиты армянской и грузинской.
Впрочем, будем реалистами: русские согласны на это. Время от времени в западной прессе появляются рассуждения о том, что имперство Путина противостоит этническому национализму, якобы присущему некоторым политическим силам в России, в частности, Навальному. Это умозрительная схема, не имеющая ничего общего ни с нынешним положением в России, ни с ее историей. У русских нет конструктивного этнического национализма, нацеленного на внутреннее развитие, – это более высокая ступень национальной эволюции, чем та, на которой находится русский этнос. Какие бы декларации ни делались, любой русский национализм является имперским, нацеленным на подавление и порабощение других народов. В первую очередь, наиболее близких – восточнославянских.
Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист, Москва, специально для «Дня»