Судьбы на перекрестках войны: опасная диспозиция
Переход через Станицу Луганскую, так называемый КПВВ - контрольный пункт въезда-выезда. По нему проходят усталые, часто старшего возраста люди с «кравчучками». Усталость их от длительной (более километра) ходьбы, особенно при переходе через взорванный мост через реку Северский Донец. Правда, людям пожилого возраста Красный Крест помогает пересечь это препятствие, так сказать, в индивидуальном порядке. В Станице Луганской на автовокзале, который находится около КПВВ, расположен рынок, где скупаются луганчане. Здесь можно купить то, чего в Луганске либо нет, либо «в три дорога», либо плохого качества. Станица вообще всегда была для Луганска поселковым курортом, где скупали дачи на берегах реки и возле леса, разводили хозяйства, то есть получали все то, чего так не хватало в пролетарском городе. Теперь, когда этот город оккупирован российскими боевиками, цена доступа к Станице повысилась в разы. Именно поэтому жители Станицы (и проукраинские, и пророссийские) знают, что бандиты «ЛНР» смотрят на эту местность с особым вниманием. Гора, которая буквально нависает над Станицей Луганской, при внимательном осмотре просто разрыта траншеями и разного рода военными укреплениями.
В самой Станице остались местные, которые каждую ночь вынуждены засыпать под звуки канонады и с осознанием того, что «прилететь» может и в их дом. В Станицу регулярно прилетают разного калибра мины со стороны оккупированного Луганска. Весной этого года Луганская ВГА даже временно запрещала здесь проход - опасно. Но потом КПВВ был открыт как безальтернативный, ведь в Золотом, недалеко от Стаханова, боевики так и не согласились открывать переход. Почему? Бандиты предлагают открыть КПВВ в Счастье, то есть открыть на это направление прямой путь. Таким образом будет два КПВВ, контролируемых с их высот, что позволит в случае наступления разбить их с двух сторон - горы над Северским Донцом (над Станицей Луганской) и Веселой Горы, нависающий над Счастьем. Еще одна крайне опасная диспозиция для украинской стороны.
На рынке я стараюсь непринужденно завязать разговор с торговцами. Все хотят «как было до 2014-го». Учитывая, что из украинского информационного поля, кроме одного баннера «Станица Луганская - это Украина», фактически нет другого контакта с «материком», присутствие Украины здесь ощущается слабо. При этом в Станице можно «поймать» не только российское телевидение, но и оккупационное телевидения из «ЛНР»! Один луганчанин, который только перебрался через КПВВ и ждал «Газель» на Старобельск, поделился со мной: «Однажды я наткнулся в Луганске на FM-станцию «Перец». Я так обрадовался! Услышал украинскую песню, а потом... какого только мусора я не наслушался - рок, рэп, какая болтовня ни о чем... А это радио, оказывается, для украинских военных. Таким дерьмом они «грузят» мозги нашим воинам!».
Казалось бы, если мы пока не можем отвоевать собственные территории оружием, то, возможно, стоило бы направить усилия на информационный фронт. И вот я захожу в группу социальной сети «ВКонтакте», посвященную моей родной школе. Рассматриваю фото. Ностальгия - знакомые стены, окна с теми же подоконниками, которые немного наклонились (а наклонились они еще в мое время, когда мы - маленькие разбойники - лупили по ним ладонями, «выбивая» фантики от жевательных резинок), школьный двор... Но вдруг - красные знамена, какие-то марши с триколорами в детских руках. А самое главное - фотографии абсолютно новых учебников по «Истории отечества». За годы моей учебы в 90-х годах и за все то время, что связывало меня с моими учителями потом, я никогда не видел и не слышал о такой обработке мозгов детям. Мы оказались поколением, брошенным на произвол учительских экспромтов воспитания. Этими же детьми занялись всерьез. И занялись из Москвы. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ брешь в нашем теперь уже информационном и воспитательном фронте.
Таким образом в Украине существует две карты фронта на Донбассе - топографическая и информационная. Как на первой, так и на второй у нас существенные пробелы.