Сухая Мачетка Сталинграда
СССР был чемпионом по переименованию окружающего мира. И, несмотря на изменение времени, мы продолжаем жить в административно-географических координатах прошлого. Некоторым это нравится. Но для большинства смысл большевистских имен означает отсутствие перемен.
Независимо от направления движения, остановить прекрасное мгновение нельзя. Идешь ты в back in the USSR или per aspera ad astra, все равно без остановок. Так что ни в 1936-м, ни в 1949-м не удержишься, даже по народной воле. Переименовав Волгоград в Сталинград, через несколько лет придется восстанавливать историческую справедливость, отматывая срок до Царицына, а то и до татарского Месхета. Хорошо, если кончится поздним палеолитом, и на карте их родины будет значиться Сухая Мачетка. Так тогда называлось место славы Иосифа Виссарионовича, который обрек тамошний народ на голод и братоубийство в 1920-х, а потом в 1940-х загубил миллион, чтобы взять в плен 90 тысяч.
С такими подходами Россия может исчезнуть из географических карт раньше, чем из административных. Если тренд Путина не остановить, то полисы, где зарождался (но так и не появился на свет) капитализм, превратятся в места пролетарской славы: Свердловск, Орджоникидзе, Куйбышев... За ними — Рыбинск и Набережные Челны. Особенно — Рыбинск, которому почему-то нравятся имена больших инквизиторов, наподобие А.Щербакова, который в 1938году косил донецкий край, как «сибирский цирюльник». Имя видного организатора репрессий город носил с гордостью 10 лет, а потом еще 30 ждал, пока дадут нового — В. Андропова. Не хочется повторять банальности об историческом содержании каждого названия, но деваться некуда. Город, словно корабль — как назовешь, так и поплывет.
В путешествиях по волнам нашей памяти опыт России надо учесть, чтобы украинские «міста» не повторили судьбу российских. Ведь в паспортах граждан Украины немало напоминаний о палачах, дезертирах, мастерах террора и просто бандитах, вроде Ф. Дзержинского, Артема (Ф.Сергеева), М.Тореза, Г.Котовского и прочей публики, что покоятся в стенах и саркофагах, а нам не дают жить. Почему? Спросит «поміркований» читатель, для которого форма и содержание существуют отдельно. Пусть улица, ведущая к храму, называется именем Ленина, а народ с разными убеждениями будет ходить по ней на мессы и первомаи. Припоминаете такую логику?
Но пасторальные картинки, радующие воображение, не складываются, когда их сюжет переносится на почву реальности. Не только овцы и волки по-разному представляют счастье. В одном виде тоже бывают разногласия, как, например, в породах мясной и молочной скотины. Что уж говорить об антагонизме человеческих взглядов! Когда кремлевские олигархи возвращали стране советский Гимн, они же не имели в виду откат к холодной войне и жизнь за железным занавесом. Думали, как наш «поміркований» читатель: все можно совместить. Языческий мавзолей — с православием; двуглавого орла — с серпом и молотом; жизнь за царя — с демократией; народное благосостояние — с коррупцией. Теперь десятилетия уйдут на отделение зерен от плевел, или мух от котлет, говоря языком президентов.
В первые годы независимости мы, вместе с государством, занимались переосмыслением, а точнее — открытием истории Украины, возвращая городам и улицам прежние имена. Это был совершенно естественный и необходимый акт восстановления справедливости и возмездия. Аннексированную большевиками историю надо было вернуть. Под возвращением я имею в виду не формальные решения законодательных властей, а совместные усилия в истории, культуре и общественной жизни, которые бы помогали людям понять природу перемен. Почему потомки легендарной казацкой паланки Каменское должны называть себя днепродзержинцами? Связь с железным Феликсом — чужеродный и синтетический привой на наших корнях, такой же вредный, как мелиорация болот. С какой стати существовавший более 200 лет город Бахмут должен носить имя большого сталинского друга, авантюриста и сторонника автономии Донецкого края? Разве сейчас мы не пожинаем плоды не похороненной политики Артема (Ф.Сергеева)? Не менее колоритный искатель приключений Г.Котовский заслоняет собой районный центр и поселок-сателлит Одессы. Мало кто знает, что мавзолей Котовскому в Бирзуле (так называлась станция до 1935 года) по размаху превосходил ленинский. И если судить по монументам, то Ленин и Котовский — единственные герои здешних жителей, хотя летопись Бирзулы богата на многие события. Накануне русско-японской войны лично царь Николай II сформировал здесь батальон, из которого никто не вернулся домой. Но кто вспомнит настоящих героев Бирзулы, если имя города забыто в угоду амбициям не лучшего из людей не лучших времен?
Безумство российской власти с очередной сменой ценностей на поделки истории, конечно же, закончатся, как всегда, болью и разочарованиями. Но их стремление назад дает нам шанс рассмотреть очертания своего будущего. Пусть они пятятся в поисках былого величия, мы же должны идти вперед, помня о своих истоках. Все меняется в этом мире, но, как и заложенное в природе стремление человека сохранить свое имя, национальная идентичность тяготеет к тому же. Иногда дело даже не в мотивах изменений прежних исконных названий, а в форме этого процесса. В 1944 году одна советская дивизия отличилась при освобождении города в Белоруссии. По существовавшим тогда правилам, соединению решили присвоить звание с именем того города. Но когда в ставке Верховного Главнокомандующего прочли: «Гвардейская, Пропойская дивизия», тут же решили переименовать, правда, не дивизию, а населенный пункт. Так в Могилевской области вместо Пропойска, пазванного по имени водоворота (пропы), что образовался при впадении реки Прони в Сож, появился благозвучный Славгород. Может, для дивизии это хорошо, а для горожан — плохо, они потеряли часть своей индивидуальной, природной истории. Не генералам, будь они трижды заслужены и четырежды ветераны, определять имена городов. Для этого есть время и общественное мнение. Если бы варненцы остались сталинцами, а жители Катовиц — сталиногрудовцами, то они бы продолжали жить в доме, который построил дядюшка Джо и который сейчас ремонтирует внучек Пу. Так что название — это не только форма и слово, а смысл и значение для врагов и друзей.