Третья потеря
Российская пресса рассказывает гражданам, что с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и фрегата «Адмирал Григорович» по позициям террористов были нанесены удары крылатыми ракетами «Калибр-НК».
В тени победных рапортов как-то затерялись сообщения о потере авианосной группой в восточной части Средиземного моря третьего палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29КР (корабельный, российский). Как пишет московская «Независимая газета». «Самолет прервал тренировочный полет из-за технической неисправности. Летчик успел катапультироваться, был обнаружен спасательной службой в нескольких километрах от авианосца и доставлен на его борт. В военном ведомстве сообщили, что «здоровью найденного в воде пилота ничего не угрожает». Происшествие произошло при заходе истребителя на посадку.
В принципе ничего особого не произошло. Аварии и технические неисправности случаются всегда и со всеми. Проблема в том, что флагмана российской группы кораблей они преследуют постоянно.
Не удивительно, что в Москве всеми силами пытаются уменьшить случившееся. Например, указанием на большее число таких происшествий у потенциального противника США. Там за последние 10 лет разбилось пять палубных самолетов. В российском флоте это третий случай за предшествующие 25 лет. Вроде счет в пользу российского флота и авиации.
Однако все это не более чем цифровая эквилибристика.
Во-первых. В российском флоте крейсер «Адмирал Кузнецов» единственный корабль, имеющий на борту самолеты и в чем-то приближающийся к настоящим авианосцам. В то время как у американцев их всегда было больше десятка и это полноценные корабли этого класса.
Во-вторых. Количество самолетов на российском крейсере около 15-20 по разным сообщениям. Примем, что их 20. На американском авианосце около 90 самолетов. Не все постоянно летают, примем, что их число 70. В данное время американский флот располагает 10 авианосцами примерно одинакового вида. Другими словами число самолетов — 700. Значит, за 25 лет потери самолетов в американском флоте составили 0,7%, а российском за 10 — 15%. Расчет, конечно, весьма условный, тем не менее, отражает в какой-то мере не только техническое состояние самолетов российской палубной авиации, но подготовку пилотов.
О том, что она совершенно недостаточна, говорилось еще до того, как кремлевская труба позвала сборную группу кораблей в дальний поход.
О неудовлетворительном техническом состоянии флагмана также писалось много и довольно подробно. На обоих берегах «Ла-Манша могли наблюдать за полосой дыма из труб кресера, больше похожей на дымовую завесу, чтобы скрыться от противника. Шел корабль на небольшой скорости, пожирая при этом большое количество горючего.
С самолетами тоже не все просто. В сентябре перед выходом крейсера «Адмирал Кузнецов» в поход появились сообщения о незавершенности цикла испытаний самолетов МиГ-29КР и только что начавшейся подготовке пилотов для полетов на них.
Начальник морской авиации российского флота генерал-майор Игорь Кожин весной сделал доклад, из которого следовало, что «Строительство трамплина и разгонного участка (крейсера «Адмирал Кузнецов» — Авт.) закончено, они готовы к сдаче в эксплуатацию. На сегодня готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае… Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года». В сентябре последовали более подробные разъяснения Кожина. «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».
Очевидно, что полный цикл испытаний самолеты МиГ-29 не прошли и поэтому сложно что-то говорить об их техническом состоянии. Еще больше вопросов к подготовке летчиков. Точно также очевидно, что и они не прошли полностью всю программу подготовки и участвуют в полете как и их самолеты в «сыром состоянии».
Отметим, что «Адмирал Кузнецов» не имеет паровой катапульты и из-за плохого состояния своей силовой установки не может развивать необходимую скорость. В результате самолеты вынуждены взлетать с половинным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом.
Все это прикрывается разговорами о полноценной подготовке на поле боя или в боевых условиях. Интересно, о каких боевых условиях идет речь. Пока никаких данных, что террористы располагают авианосцами или авиацией вообще нет. Значит о боях в воздухе говорить не приходится. Что касается средств ПВО, то они у боевиков только ручные с высотой поражения менее 5 км, что гораздо меньше, чем летают российские самолеты.
Все это затеяно ради известной российской и советской болезни под названием показуха. Нужно было срочно показать, что и российский флот имеет палубную авиацию числом 15-20 и этой с позволения сказать грозной силой намерены меряться с 6 американским флотом с его двумя авианосцами со 180 самолетами и значительно большим числом кораблей. Понятно, что такого российского флота никто не боится, и никакого им не испугаешь в будущем.
Кстати, об обстрелах ракетами «Калибр НК». С 7 октября 2015 по 15 ноября 2016 с российских кораблей было выпущено примерно 54 ракеты. Стоимость аналогичной американской ракеты Tomahawk примерно $1 млн. Для российского бюджета цена одной ракеты гораздо ниже примерно в 2 раза, т.е. $500. Пуск 54 ракет обошелся в $27 млн или 1,7 млрд руб. по нынешнему курсу. Цифру эту нужно увеличить в два раза, так как выпущенные ракеты нужно пополнить и это тоже стоит денег. Получается, что военные забавы с пропагандистской целью обойдутся российскому бюджету в 3,4 млрд руб.
При этом неизвестно, сколько из пущенных ракет долетело до цели. Так после пуска 26 ракет в октябре 2015 года из акватории Каспийского моря по данным американской разведки минимум 4 до цели не долетели или 15%. В операции «Буря в пустыне» американский флот выпустил 300 ракет. Из них до цели не долетело 6%. Насколько удачными были последние пуски российских ракет, сведений нет, но тенденция навряд ли существенно изменилась.
В общем, милитаристское надувание щек Москвой не имеет никакого военного смысла. Наоборот, всему миру продемонстрировали всю ущербность, в частности, российского флота, его ограниченные возможности, в том числе и в дальних походах.
Не для потенциальных противников все это затевалось, а для собственного народа. В условиях ухудшения экономической ситуации нужны отвлекающие картинки военной мощи. Подробности ракетных обстрелов никому не интересны, так как взрыв патриотизма и гордости за армию и флот покрывают все. В том числе и неэффективность всей сирийской авантюры.