Убийственная страсть
Второй раз за последние две недели Франция пережила трагедию. Во вторник двое террористов перерезали горло католическому священнику во время службы в нормандской церкви.
Монахиня, которая была свидетелем убийства, рассказала, как злоумышленники поставили отца Жака Амеля на колени, прежде чем убить его, и снимали, как проповедуют на арабском языке возле алтаря. Они также пытались перерезать горло прихожанину, оставив его умирать.
Французский президент Франсуа Олланд назвал это нападение террористическим актом, который совершили двое последователей «Исламского государства». Террористы были убиты полицией, когда они вышли из церкви.
Комментируя эту трагедию, Папа Римский Франциск заявил, что последние террористические атаки, включая убийство отца Жака Амеля, доказывают, что мир находится в состоянии войны. Он добавил, что она не касается религии, а является войной за интересы, деньги, ресурсы, природу и власть над народами ...
Зачем же людям эта власть? Казалось бы, странный вопрос, не требующий углубления. Однако на этом стоит остановиться подробнее — если не в религиозном, то по крайней мере в психологическом контексте.
Методы, с помощью которых некоторые люди пытаются установить власть (в разных ее проявлениях) над другими, могут быть диаметрально разными, а вот глубинные личные причины во многих случаях одинаковы.
В чем заключаются главные мотивации власти как у тех, кто просто «идет по головам», никого не убивая, так и у тех, кто ради этого готов зверски перерезать горло священнику во время церковной службы?..
ДВИЖУЩИЕ ФАКТОРЫ
Психологи говорят, что мотивация власти является одной из главных движущих сил человеческого поведения и деятельности. Считается, что это эгоистическая или даже садистская сила, которая, как и любое влечение, никогда не бывает насыщено.
Также отмечается, что стремление властвовать над другими и руководить ими — это мотив, который нередко побуждает некоторых людей в процессе своей деятельности преодолевать значительные трудности — не ради саморазвития как такового, а для того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.
Использование власти, подчеркивают специалисты, может служить созданию приятных переживаний вследствие подчинения окружающих своей воле, что приводит к повышению своей самооценки. То есть в данном случае люди стремятся к власти не ради того, чтобы достичь определенных общественно важных целей, а только потому, что ее наличие приносит им удовольствие
Однако использование власти может служить и групповым интересам. Люди, у которых преобладает общественная мотивация к власти, стремятся к ней, поскольку она дает возможность служить на пользу другим людям. В данном случае цель человека не сводится исключительно к доминированию над другими — его волнует еще и само дело.
Впрочем, противопоставление «эгоистического» и «общественно-полезного» типов использования власти психологи считают достаточно условным. Например, в реальной практике предприниматель или политик в одних ситуациях могут выходить сугубо из личных потребностей, а в других — из общественных.
Немецкий ученый Хекхаузен, который всю свою жизнь изучал проблему движущих сил поведения человека, в одной из своих работ выделяет несколько основных тезисов, связанных с пониманием мотива власти:
1. Прежде всего, между людьми должны существовать различия в силе стремления к умножению и увеличению своих источников власти. С точки зрения получения удовольствия от власти чувство обладания ею более значимо, чем влияние на других людей. Желанными источниками власти могут быть престиж, статус, материальное положение, руководящая должность, возможность контроля над информацией.
2. Выборочное тестирование выявило сильно выраженный мотив власти у учителей, священников, журналистов и психологов в отличие от административных служащих, врачей и юристов. В первых четырех случаях мы имеем дело с явно «манипулятивными» профессиями, связанными с воспитанием других людей, оказанием на них влияния и их изменением.
3. Должны существовать индивидуальные различия не только в способности, но и в склонности к проявлению власти по отношению к другим людям. Этот момент позволяет, например, дифференцировать «сильных» и «слабых» политических лидеров.
Кстати, ученые Донли и Винтер измерили в своем исследовании силу мотива власти 12 жителей XX века (президентов) и сопоставили ее с политической объективностью их деятельности, со вступлением в войну и с масштабами преобразований кабинета.
Несмотря на имеющийся в распоряжении президентов огромный аппарат власти, те из них, кто имел, судя по применяемым показателям, слабый мотив власти (Тафт, Гардинг, Кулидж, Гувер и Эйзенхауэр), пускали этот аппарат в ход менее активно, чем президенты с сильным мотивом власти (Рузвельт, Трумэн, Кеннеди и Джонсон).
4. Использование власти может быть направлено на то, чтобы создавать приятные переживания тем, кто вынужден подчиняется из-за своей беспомощности. Это соответственно ведет к повышению самооценки того, кто проявляет эту власть.
5. Страх перед последствиями действий власти. Влияние здесь носит обоюдный характер. Объект воздействия совершает соответствующий поступок, он может оказывать сопротивление и в свою очередь использовать власть.
6. Преимущество определенных сфер использования власти. Очевидно, что в различных сферах своей жизни люди совершают неодинаковое количество властных действий. Они могут ограничиваться сферой личной жизни (влияние на мужа и детей), профессиональной сферой (влияние на подчиненных и коллег), сферой общественной жизни (влияние на членов сообществ по интересам, на политические группы) и т. д.
Говоря в целом, в психологии выделяют три наиболее известные теории мотивации власти, принадлежащие Адлеру, Хорни и Фромму. Все они, так или иначе, связаны с психоаналитической школой.
Согласно Адлеру, стремлением к власти над другими людьми человек пытается компенсировать чувство своей неполноценности. Нехватка способностей, различные телесные недостатки, зависимость ребенка от взрослых переживаются как комплекс неполноценности. С точки зрения Адлера, в силу слабости рождается сила. Недостатки и дефекты побуждают личность развиваться и совершенствовать себя.
По мнению Хорни, стремление к власти может возникнуть у нормального человека в результате реализации своей способности и силы. Это также может быть вызвано политическими, семейными обстоятельствами, идеей. Однако невротические стремления к власти, как утверждает Хорни, возникают из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности. Иными словами, нормальное стремление к власти возникает из чувства силы, а невротическое — из слабости.
Фромм мотивацию к власти выводил из стремления человека избежать изоляции и одиночества. Субъект власти, согласно логике ученого, полностью зависит от слабого человека, над которым доминирует. «Садисту» нужен тот, кто будет ему принадлежать, поскольку его собственное чувство силы основывается на том, что он может кем-то владеть или управлять. Эта зависимость, отмечает Фромм, как правило, целиком и полностью неосознаваемая.
РЕПРЕССИВНЫЕ МЕРЫ И МИФЫ
Разбирая тему мотивации власти, стоит упомянуть и о таком интересном феномене, как «эрозия власти». Он заключается в том, что со временем люди, наделенные властью, начинают принимать все менее рациональные решения.
Самая большая опасность в подобных ситуациях, как утверждают эксперты, грозит тем, кто занимает высокие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль над другими людьми приносит человеку все большее удовольствия. Общественная польза заменяется личным удовольствием, и субъекты власти становятся все более эгоцентричными.
Проблема сохранения и расширения зоны контроля, отмечают психологи, становится для этих людей первостепенной. Это может стимулировать их расширять сеть контролирующих или репрессивных мер, а также создавать мифы о врагах ...