Удастся ли избежать осады Киева?
Исторические знания – это не только средство ориентации в непростом современном мире, но и бремя ответственности. Ведь некоторые ситуации прошлого (назовем их типологическими) имеют свойство резонировать, а то и в главных чертах повторяться в настоящем. Скажем, Путина не без основания сравнивают с Гитлером. Поэтому закономерно сравнение некоторых типологических ситуаций преддверия и начала Второй мировой войны с нынешними событиями.
Как известно, война началась на рассвете 1 сентября 1939 года нападением Рейха на Польшу. Войско Польское было хорошо мотивировано, неплохо обучено, но как численно, так и – главное – по наличию современного вооружения, прежде танков и авиации, существенно уступало противнику. Кроме того, это войско было рассеяно, ряд ключевых городов оказался неприкрытым. Все надежды поляки возлагали на помощь западных союзников – Великобритании и Франции; мол, мы будем сковывать немецкие силы, а союзники тем временем развернутся и ударят по индустриальному сердцу Рейха – по Руру, что заставит Гитлера прекратить войну и начать переговоры о мире. Но не так случилось, как думалось. Великобритания не имела серьезной сухопутной армии, у нее был мощный флот; этот флот вел активные боевые действия со дня объявления британцами войны Германии, не в последнюю очередь потому, что первым лордом Адмиралтейства в тот же день стал Уинстон Черчилль. Но правительство Британии и дальше возглавлял сторонник «умиротворения» Чемберлен, а Франции – такой же «мюнхенец» Даладье, и не в последнюю очередь это привело к слабой активности не только сухопутных сил, но и мощной авиации союзников. Мол, не надо рисковать, мы заставим Гитлера прекратить войну блокадой с моря и экономическими санкциями, больше полугода он не продержится.
В этих обстоятельствах польскому командованию пришлось импровизировать, готовя оборону Варшавы, поскольку линия фронта была прорвана. Для обороны польской столицы выделили пять батальонов с артиллерией, затем к ним добавили еще шесть. Но этих сил едва хватало для прикрытия западных окрестностей города. Срочно сформировали еще три пехотных полка для защиты восточных районов Варшавы и начали создавать добровольческие отряды гражданской обороны. А вот авиационного прикрытия у столицы Польши не было. Первоначально для этого была предназначена авиационная бригада (54 истребителя). Но 6 сентября главнокомандующий Войска Польского маршал Рыдз-Смиглы бежал в Брест, туда же была передислоцирована эта бригада и значительная часть артиллерии столичной ПВО. Вскоре маршал бежал дальше, к границе с Румынией, и окончательно потерял управление войсками, оставив защитников Варшавы на произвол судьбы.
Подробно рассказывать о ходе обороны Варшавы не стану, отмечу только, что длилась она с 8 по 28 сентября 1939 года. Сначала движущиеся группы 4-й танковой дивизии Вермахта попытались прорваться в центр города, но были отбиты силами пехотных батальонов и добровольческих отрядов. Тогда германское командование изменило тактику. 14 сентября было замкнуто кольцо окружения, 16 сентября защитники города отклонили предложение о капитуляции, 22 сентября начались масштабные воздушные бомбардировки и массированный артиллерийский обстрел Варшавы. А 28 сентября командование армии «Варшава» подписало акт о капитуляции. Не в последнюю очередь потому, что 17 сентября Сталин бросил свои войска навстречу Гитлеру, смешав тем самым все планы западных демократий.
Думаю, читатели «Дня» уже отметили моменты типологической схожести ситуации с обороной Варшавы в 1939-м и Киева в 2022 году. Есть и существенные отличия, в основном в нашу пользу. В первую очередь, ни правительство, ни военное командование из Киева не сбежали. Во-вторых, благодаря передаче Украине западного оружия возможности ВСУ несравненно выше, чем Войска Польского образца 1939 года. В-третьих, нет Сталина, который ударил бы с тыла; правда, есть Лукашенко, но уверен ли он в желании белорусской армии воевать с украинцами?
А теперь о плохом. Мощные колонны российских войск двигаются с востока, пытаясь выйти в Киев и осадить его, если не с ходу ворваться в левобережную часть города. Ситуацию можно было бы исправить, если бы западные государства срочно передали Украине 3-4 десятка боевых самолетов советского выпуска и по меньшей мере сотню советских танков. Но этого, похоже, не будет – мол, это оружие может быть использовано в качестве наступательного! Еще нужна тяжелая артиллерия и система залпового огня. Ведь без существенного увеличения их количества тоже будет сложно защищать Киев. А еще нужна сотня пусковых установок тактических ракет класса «Точка-У» со значительным числом «расходного материала». Но… И еще раз, к сожалению, «но». Поэтому, по крайней мере пока, надо рассчитывать только на собственные силы и ресурсы. Одним из таких ресурсов является отказ от тактики пассивной обороны, которая, похоже, доминирует в штабах защитников Киева. Стоит соединить тактику с активными действиями, с ударами многочисленных мобильных групп, созданных из наиболее подготовленных бойцов территориальной обороны и фактически уже возрожденных добробатов, которые будут использовать те же «бандеромобили», которых так боятся в Москве. На самом деле джипы с крупнокалиберными пулеметами и автоматическими авиационными пушками применялись британцами еще в 1942 году, во время действий против армии Роммеля в Северной Африке. А затем – во время восстания в Ливии против режима Каддафи. Повстанцы с помощью таких автомобилей – то есть мощных открытых внедорожников с автоматическим оружием, а еще и с противотанковыми ракетами – успешно уничтожали самолеты, вертолеты и бронетехнику режима (в значительной степени – советско-российского производства). Такие мобильные группы могут наносить «иголочные» удары, нападать из засад, блокировать движение колонн с помощью «коктейлей Молотова» и стрелкового оружия, войдя в какой-то населенный пункт и организовав там оборону… Этого не могли делать защитники Варшавы, это могут делать защитники Киева. Иначе Киев возьмут в плотное кольцо с соответствующими последствиями. Да, это не заменит действия артиллерии, авиации и тактических ракет, но может быть хорошим дополнением к ним. Потому что Путин, как и Гитлер, после провала попыток взять вражескую столицу с ходу, похоже, сделал ставку на ее осаду и ультиматум – мол, сдавайтесь, иначе будет очень плохо. Надеется ли кто-нибудь еще, что маньяков могут остановить какие-то уговоры и гуманитарные соображения?