Перейти к основному содержанию

Венесуэльское эхо Донбасса

26 октября, 12:03

Левый режим в Венесуэле, строивший  так называемый боливарианский социализм XXI века, все больше переходит на позиции узурпации власти.

Ситуация в стране уже стала критической. В магазинах практически ничего нет, зато есть длинные очереди и ухудшающаяся криминогенная обстановка. Время от времени власть открывает границу с Колумбией и десятки тысяч венесуэльцев устремляются в соседнюю страну, сметая все с прилавков в магазинах пограничных городов. Нагруженные как вьючные животные они с дефицитными товарами возвращаются. Несут и для себя, и на продажу.

Весь этот боливарианский социализм основывался на высоких ценах на нефть. Власть низкими ценами в специальных магазинах, дотациями на квартирную плату и другими льготами заручалась поддержкой маргинальных слоев, те со своей стороны поддерживали команданте Уго Чавеса, а потом его преемника Николаса Мадуро.

Все рухнуло в одночасье, когда резко понизились цены на нефть. Ни на что теперь денег не хватает, в том числе и на импорт продовольствия и других необходимых товаров. За время строительства социализма власть сумела полностью извести сельское хозяйство Венесуэлы, и поэтому большую часть продуктов питания приходилось закупать у проклинаемых со всех экранов правых режимов. В частности, в той же Колумбии.

В результате популярность режима стала падать даже среди тех, кто по определению должен был его поддерживать. На последних парламентских выборах оппозиция получила подавляющее большинство и начала сбор подписей за проведение референдума об импичменте президента Мадуро. Действующая конституция предоставляет такое право.

Сначала власть не слишком серьезно отнеслась к сбору подписей в надежде на поддержку беднейших слоев. Однако к середине текущего года она с удивлением и раздражением вынуждена была принять как факт, что первый этап сбора подписей оппозиция выполнила, во-первых, досрочно, во-вторых, с большим запасом. Более того, воодушевленная оппозиция начала второй этап сбора подписей.

Президенту Мадуро ничего не оставалось как начать давление на судебную власть и на Национальный избирательный совет (НИС), чтобы остановить процесс. В семи регионах страны в судебном порядке сбор подписей остановлен, а НИС отложил сбор подписей на неопределенный период.

Смысл такого решения очевиден. Если референдум не будет проведен в установленные конституцией сроки, то никакого импичмента не будет в принципе и Мадуро остается на своем посту до очередных выборов в 2018 году.

Следуя известной традиции левых авторитарных режимов, во всех проблемах обвиняются внешние силы. Далеко не идут ни в Москве, ни в Каракасе. Нет товаров в магазинах — виноват Вашингтон. Уменьшаются расходы на медицину и образование в российском бюджете — все из-за Обамы, Керри и необходимости поддержать своих братьев в Сирии и на Донбассе.

В Америке в ходе избирательной кампании ее фигурантами стал не только Путин, но и Мадуро. Демократы выпустили предвыборный ролик после последних дебатов между кандидатами в президенты — Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом. На видео Трамп сравнивается не только с бывшим венесуэльским президентом Уго Чавесом, но и с Гитлером и Муссолини. Рассчитан ролик на испаноязычных зрителей и избирателей.

«Никого не напоминает?» — говорит диктор в закадровом тексте. После этого на экране возникает Уго Чавес в военной форме и красном берете, приказывающий закрывать независимые радиостанции и телеканалы страны. Причем никакого передергивания. Бывший президент действительно санкционировал закрытие большинства оппозиционных телеканалов.

Конечно, венесуэльским властям сравнение Трампа и Чавеса не понравилось. Министр иностранных дел Делси Родригес назвала рекламный ролик «выражением расового высокомерия». Чавес, по ее словам, был, в отличие от американского магната, «демократом по натуре» и «человеколюбивым лидером, который боролся с бедностью».

Конечно, человеколюбивым. У богатых, по его мнению, забирал, бедным отдавал. Одну из богатейших в прошлом стран Латинской Америки довел до фактического банкротства. Государственная нефтяная компания PDVSA на полном серьезе угрожает через неделю объявить дефолт по внешним долгам. До конца года она должна заплатить $4,2 млрд кредитов и заемных средств, а в государственной казне имеется всего $12 млрд. Если нефтяная компания станет банкротом, то через очень короткое время следует ожидать банкротства всей страны. Просто не будет средств, чтобы закупать хоть какое-то количества продовольствия.

Американская компания ConocoPhillips подала в суд в штате Делавэр на PDVSA, обвиняя ее в мошенничестве, цель которого — невыплата компенсации по делу о национализации в Венесуэле. Чем это грозит догадаться очень легко.

Еще одна черта социализма. Денег на продовольствие и лекарства нет, а вот на памятник Уго Чавесу всегда найдется. В городе Сабанета возвели шестиметровую бронзовую статую в духе социалистического реализма, работы российского скульптора Сергея Казанцева. Подобно Ленину Чавес стоит с вытянутой рукой, Видимо указывать путь в светлое будущее планида всех левых вождей. На открытии памятника был глава российской государственной компании «Роснефть» Игорь Сечин. И это не случайность, а продолжение политики. В октябре PDVSA и «Роснефть» согласовали выделение $20 млрд на проекты нефтяного пояса реки Ориноко. Очевидно в Москве считают, что как-нибудь Мадуро лихие времена переживет.

Со своей стороны, венесуэльский президент не остается в долгу. На энергетическом саммите в Стамбуле президент Мадуро заявил, что «Я принял решение учредить премию имени Уго Чавеса за мир и суверенитет. Я считаю, что президент Владимир Путин заслуживает награду имени Уго Чавеса за свои достижения в укреплении мира». В конце концов, остались же в закромах $12 млрд. Почему бы не дать премию Путину. Своя рука, как известно, владыка.

События в Венесуэле прямого влияния на происходящее на Донбассе не имеют. Тем не менее, неустойчивое положение левых режимов в Латинской Америке, правый поворот в ведущих странах региона отражается на российской политике.

Во-первых. Так или иначе, но сужается внешнеполитическая поддержка Кремля и тем самым увеличивается дипломатическая изоляция. Не нужно недооценивать этот фактор. Психологически на Путина это очень давит.

Во-вторых. Прямо отказаться от поддержки латиноамериканских клиентов Москва не может. Значит общий объем ресурсов на Донбасс при увеличении затрат на Сирию уменьшается. Нет денег — нет войны. Не в последнюю очередь маневры Путина в Берлине связаны и с этим банальным фактом.

Кремль стоит перед нелегким выбором. Предпочесть геополитические просторы от Средиземного моря до Карибского бассейна и тратить ограниченные ресурсы во все большем количестве. Или признать неизбежное и занять то место России на мировой арене, которое она заслуживает. Пока выбор сделан в пользу геополитики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать