Война. Информационная
«Первая мировая война XXI века. Прямая трансляция в Твиттере». Именно так описал в Твиттере Казак Мамай решение России о возможности вводить войска в Украину. О том, что это «война» информационная, говорили и украинские журналисты в прямом эфире Общественного-Национального. Однако сразу они отметили, что война проиграна. Потому что эту войну увидит разве что треть украинцев, все остальные узнают об этом из традиционных СМИ, и в лучшем случае - украинских.
Интересно, что еще 13 февраля Сергей Лавров, глава МИД России в своей статье «В понимании ЕС и США «свободный» выбор за украинцев уже сделан», опубликованной в издании «Коммерсантъ» отметил, что риторика холодной войны снова возвращается, обвинив во всем (конечно) Запад.
Однако, в то время как Запад «волновался» и «выражал сожаление», Лавров уже 19 февраля отметил, что Россия требует от лидеров Майдана остановить кровопролитие в своей стране и возобновить диалог с «законной властью» (на тот момент Януковичем). «Украина является для России дружественным братским государством, стратегическим партнером, и мы применим все наше влияние, чтобы в этой стране воцарились мир и спокойствие», - говорилось в его заявлении.
Но и это еще не первый сигнал. Журналист Дмитрий Киселев, программы которого заставляют весь украинский Интернет то ли плакать, то ли смеяться, то ли возмущаться, тоже не первый сигнал.
Украине следовало заволноваться, когда вышла газета «Вести», которая сейчас уже изменила риторику на совершенно противоположную. Когда украинские олигархи «диктовали» свои правила игры, а не общенациональные.
В американской прессе есть такое понятие, как «патриотическая журналистика», то есть журналистика гражданина США: прежде всего национальное. У нас такого нет. У нас же - экспансия российского медиарынка. Российские телеканалы, которые диктуют российскую риторику. Не русскоязычные, а именно российские (кстати, это проблема не только Украины, но и Латвии, где происходят аналогичные вещи). Экспансия российских социальных сетей.
Согласно опросу, который проводил КМИС в сентябре 2013 года, 49,8 % взрослого населения Украины пользовались Интернетом в прошлом году. Таким образом темп прироста в течение февраля 2012 - октября 2013 составил 16 %. По данным GfK Ukraine, Интернетом пользовались 46 % населения Украины.
С развитием событий Евромайдана это количество увеличивалось - говорили эксперты, однако точных цифр это подтвердить нет.
Что же касается социальных сетей, то в 2013 году наиболее популярной была именно российская «ВКонтакте». И несмотря на то, что ее автор Павел Дуров распространяет видео в поддержку украинцев, ВК продолжает быть местом «сосредоточения» пророссийских людей или людей «с неопределенной мнением».
Поэтому мы имеем: российское ТВ и российский Интернет.
Конечно, мобилизация украинского сегмента телевидения крайне важна, однако, как мы можем изменить ситуацию и выиграть информационную войну? Только в том случае, когда мы выйдем в оффлайн и начнем общаться с теми, кто по любым причинам находится под «блокадой» российской федеральной мысли. «Правый сектор», ультрас, участники Евромайдана должны активно разговаривать и налаживать прямой диалог с бабушками, дедушками, родителями и соседями, переводить их через дорогу, помогать ремонтировать свет в подъездах и все другие мелкие вещи. Убедить таких людей очень трудно, но если не начинать общаться лично, мы проигрываем быстрее.
Представители бывшей оппозиции, а нынче - власти должны ехать в «проблемные» регионы и вести диалог собственноручно. Они должны объяснять людям, что их стабильность будет, но для этого надо пережить выборы и официально отстранить Януковича от должности, выбрав президента.
В свою очередь «днепропетровские» должны заключить условный мир с «донецкими», как в свое время сделали все футбольные болельщики, встав на защиту Павличенко, пообещав гражданам, что перераспределения имущества «между своими» не будет.
Политики должны дать людям надежду и шанс поверить им.
От наших действий и нашего решения, в конце концов, зависит информационное поле и судьба всего постсоветского пространства. А это значит, что это больше чем информационная война между Интернетом и федеральным телевидением. Надо отбросить симулякры и заняться работой.
Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День»