Всем будет весело
То, что мы с вами наблюдаем под маской перезагрузки правительства, — это закидывание проблемы тотального пренебрежения Законом шапками, новыми лицами, старыми, но еще «крепкими хозяйственниками»Аттракцион с переназначением правительства точнее точного охарактеризовал украинский журналист Виталий Портников. «Мы начинаем КВН. Для чего? Для того, чтоб не осталось в стороне никого. Никого». Правительство Гончарука всегда было правительством Владимира Зеленского. В конце концов, именно поэтому этих креативных молодых людей и назначали на слишком ответственные для их профессии и опыта должности. Они должны были быть «прикрытием» для Президента и его настоящих партнеров по управлению страной. Достаточно вспомнить, что закон, который лоббировал премьер-министр Алексей Гончарук, тот, который должен был положить конец надеждам бывших владельцев «Приватбанка» вернуть себе потерянную собственность, — этот законопроект отвергнут монобольшинством, искажен до неузнаваемости и не проголосован. В целом из предложенных уже бывшим правительством законопроектов Верховная Рада приняла менее тридцати процентов. Другими словами, если Президент недоволен несколькими министрами в правительстве, а не собой и тем политически никудышным материалом, который он привел в законодательный орган страны, то никакие выводы не сделаны, кризис не преодолен. Украина продолжает двигаться путем хаотизации.
Здесь можно было бы попробовать поспорить. Мол, если «новые лица» не справились, то почему бы не заменить их на более профессиональных людей? Президент не должен быть гением в экономике, военном деле и международной дипломатии. Не его дело разбираться одновременно в науке, медицине и реформе образования. Он же просто человек! Логично? Но человек — это Володя, родом у Кривого Рога, успешный бизнесмен и неплохой, судя по воспоминаниям друзей, парень. Президент же Украины — это институт. Он гарант Конституции. Проблема заключается в том, что ни один из избранных на эту должность не выполнял эту функцию. Каждый пытался подмять Конституцию под себя. Каждый тем или иным образом узурпировал власть и выстраивал в стране несколько параллельных центров управления. Просто Президенту Зеленскому не повезло. Он оказался слишком популярным, из-за чего и в парламенте образовалось монобольшинство имени его. Лишенный необходимости считаться с оппозицией, прислушиваться к критически настроенным слоям населения, искать, в конце концов, компромиссы — он начал единоличное управление страной, уже нисколько не ввиду прописанных в Конституции полномочий. Гарант превратился в обидчика. Причем случилось это буквально в первые минуты его каденции. Владимир Зеленский сам поверил в свою политтехнологическую мантру в 73%. В этом и заключается его роковой просчет.
В результате мы видим, что новое правительство разбегается еще до того, как успело собраться. От должностей отказываются даже те, кто имел все шансы быть переназначенным. Что касается профессиональности и перспективности нового премьер-министра Дениса Шмыгаля, то тут и думать нечего. При имеющейся системе власти ответственность он все равно будет нести только перед Президентом. Это с самого начала задает и направленность, и приоритеты.
В социологии есть теория, которая объясняет то, что мы в настоящий момент наблюдаем. «Теория расстояния» свидетельствует, что чем длиннее путь от центра принятия решений до непосредственной точки напряжения, тем больше шансов у страны на распад. К примеру, великие империи, такие как Римская, руководились из столицы. В провинциях, если там что-то случалось, приходилось посылать гонца и ждать указаний. И тут у наместника было несколько опций. Либо ждать решения из Рима, либо решать ситуацию по своему усмотрению. И в первом, и во втором случае рано или поздно на местах приходили к выводу, что от столицы и императора никакой пользы. Если ждать указаний, то есть гонца с распоряжением, пройдут месяцы или годы. Если решать ситуацию самостоятельно, то для чего тогда платить подати и подчиняться приказам вообще? Империи распадались, потому что в их главе стоял один «хороший парень».
Эта теория подходит для современного мира. Только здесь роль играет не расстояние от Офиса президента до Кабмина, а виртуальные факторы. Если один человек должен принять окончательное решение, чиновники пытаются снять с себя ответственность и перевести ее на первое лицо. Случилось что-то — позвонил, получил указание разобраться и доложить — собрал совещание, сделал презентацию — позвонил и назначил высочайшую встречу. В современном государстве ежечасно возникает множество вопросов, множество стимулов, которые нуждаются в реакции. Конечно, один человек просто не успевает разобраться и отдать распоряжения по всем им. Время упущено, подчиненные заняты лишь тем, как повиртуознее объяснить Президенту, что он «не профан в экономике». Другими словами, если Президент озабочен мониторингом судов, реакцией на коронавирус, «чертом», человеком в молодежных шортах, спорами с добровольцами и написанием заявления в прокуратуру на автора скандального видеоролика одновременно — страна обречена на кризис и неуправляемость.
Смысл в том, что новые люди в политике обещали положить конец практике единоличного царствования, утверждали, что пришли ломать практику договорняков и телефонного права. Но они не обещали, что построят что-то новое. Они до сих пор не уточняют, что они строят. Поэтому причина в пренебрежении архитектурой власти, которая является единственно эффективной для современного государства, которое воюет и развивается. В современном мире эффективными являются лишь системы, которые невозможно подменить никакими талантливыми людьми. Людьми можно только затыкать дыры, которые образовались от разбалансировки и ошибок в управлении. То, что мы с вами наблюдаем под маской премьериады и перезагрузки правительства, — это закидывание проблемы тотального пренебрежения Законом шапками, новыми лицами, старыми, но еще «крепкими хозяйственниками». Это КВН. Все привлечены и всем весело.