Выборы и метания в лоне
Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Гуманитарный конвой, прущий из России с напористостью танковой колонны, конечно, воля царская. Захотелось самодержцу показать, мол, могу не только из пушек палить, но и калачи даровать — исполнил. Аз есмь царь, что тут еще скажешь.
Выборы на духовный престол УПЦ МП, безусловно, сфера божественного подчинения. Тут светская власть — геть, и только Сам может вмешаться в процесс. По первоначальному замыслу. Хотя злые языки утверждают, не голуби и не сияние небесное возвестили украинской пастве о новом предстоятеле Онуфрии. Многие увидели бело-красно-синий дым над куполами Лавры. Я тоже заметил. Приведу цитату из февральского интервью митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия порталу «Православие.RU».
«Самая главная миссия Церкви — это спасение человеческих душ. В нашей Церкви — в Русской Православной Церкви — эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего, — они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено».
Сказал, будто тучи разогнал. Ведь точно, многие кесари претендуют на Богово. И не одни кесари, как подметил интервьюер митрополита, малоизвестный игумен: «Можно сказать, — переспросил он, — проблемы церковной жизни на Украине связаны с теми, кого можно назвать новообращенными? (Видимо, игумен имел в виду людей, усвоивших новые убеждения и взгляды.)
— Можно так сказать, — разоткровенничался владыка, — потому что они меньше понимают и любят Церковь. Они думают, что это человеческая организация, которой можно манипулировать. Нет ясного понимания, что Церковь имеет свои законы, свои правила и Главу. Церковь имеет главой Христа, и она должна идти за Христом, а не за политиками».
http://www.pravoslavie.ru/smi/68718.htm
И правда, организация не человеческая. Преступникам осанны поет, молится земному царю, святит ракеты «сатана», и благословляет огневые точки на колокольнях. Если так дело дальше пойдет, то вместе с генералиссимусом взойдут патриархи поверх святых мощей мавзолея В.И. Ленину и станут принимать парад отличившихся на войне с Украиной.
Чтобы спасти организацию от ужасной перспективы Содома и Гоморры, Патриарх Кирилл внял словам Онуфрия и приподнял православие с народностью чуток выше самодержавия. Стал Петра Порошенко поздравлять, осуждать насилие и даже заикнулся о прекращении священной войны. Светский владыка бунтарство коллеги не стерпел, но и казнить не стал, по-божески указав Патриарху место вне телевизора. Теперь не разливается в эфирах его благодать, приглушилось слово, и церковь, включая УПЦ МП, пришла в смущение.
http://politsovet.ru/45975-patriarh-ne-nuzhen.html
Как дальше жить? Отделяться от государства по учению большевиков и правилам европейцев? Или продолжать служить Иешуа, выросшему в семье Иосифа и Маши, которые хоть и в Назарете проживали, но, как бы, в русском мире? Отделяться не впервой, хотя накладно. Еще не все музеи, интернаты и земли под святым крылом, кое-что осталось в распоряжении грешников, а это плохо. Дай безбожнику палец с куполом, он отхватит всю территорию.
Оставаться в русском мире — тоже не выход — украинская паства разбежится. На землях киевских хоть и меньше прихожан, чем в России, зато верующих больше. И тысяча приходов, где торговцы никак не изгоняются из храмов, нуждаются в постоянном присмотре. В общем, сложная ситуация у Кирилла с Онуфрием.
Будь подчиненные им батюшки покладистее и к своим хозяйствам не привязанные, могли бы раненных выхаживать, голодных кормить, убогим помогать, невзирая на их партийную принадлежность. Глядишь, и спасли бы честь церковной рясы. Но те отвыкли от служения людям. Организация же не гуманитарного профиля, как правильно подметил виновник предстоящей интронизации. Церковь — не рукав. Оторвав от государственного пальто, к народной безрукавке скоро не пришьешь. И это понятно. Одно дело венчание по строгому прейскуранту, и другое — немыслимые расходы на страждущих. Их же миллионы. Любые бюджеты разорят, и храмы ввергнутся в запустение.
Но не это главное под сенью куполов, одинаково милых на картинах Николая Пимоненко, Исаака Левитана, в натуре Полтавы и Суздаля. Будем ценить общее. Бог с ними, с жадными попами, ликами начальников поверх иконостасов, и дворцами пасторов в нищих пределах. Даже с идентификацией Руси, по Киевскому или Московскому происхождению можно было не торопить иерархов, если бы не проклятый вопрос.
Как борьба за единство церкви привела к расколу паствы? Священники едины, а прихожане по разные стороны фронта неистово молотят друг друга. Да не так, как купцы с боярами в кулачных сражениях, а по-современному, с танками и ракетами. Псалмы поются общие, благости и тайны в христовом служении, как две капли воды, а сражаемся, словно гугеноты. Там понятно, католики и протестанты в рамках средневековой действительности сошлись. А у нас в одном лоне — сплошное святотатство. Конечно, во все времена есть идиоты, готовые уничтожать себе подобных в физическом плане за различия в духовном. Но, чтобы архиерейским амвоном на такой же амвон идти, аки на супостата — исключительный случай в истории. И если такой казус оказался Белли, то кто должен каяться, кого спасать для жизни вечной и временной, и что прощать в назидание потомкам? Через несколько лет юный семинарист без предрассудков возьмет, да и спросит: как же Украинская православная церковь Московского патриархата оказалась за Украину и за Москву, но по разные стороны фронта. Ведь не из-за жизни вне политики, как мне кажется?
Церковь, разумеется, не бронепоезд. И потому стоять ей на запасном пути, путинской войны, не к лицу, авторитет упадет в глазах общественного мнения. Рискует оказаться на сектантском месте в сонме мировых религий. Ведь конфессии живут преимущественно мирно. Кроме суннитов с шиитами, никто в перестрелках Аллаха не ищет. Бога тем более. Значит, от путинского фундаментализма надо переходить к идеям Нагорной проповеди и основополагающих положений Библии. Пусть осеняются крестами верующие разных миров и национальностей, лишь бы заповеди соблюдали и православную традицию. И пусть с амвонов прозвучит анафема агрессору. Не одного же графа Льва Толстого за войну и мир проклинать.