Перейти к основному содержанию

Юмор как политическая технология и оружие

08 декабря, 11:25

Существует точка зрения, что юмор – это что-то вне политики, как и спорт, как и искусство и т.д. Мол, юмор он сам по себе, гуляет, где хочет, и никому не подчиняется, этакий свободный ветерок в степи. А если и затрагивает политику, то делает это стихийно, спонтанно. Между тем хорошо направленный на определенные целевые аудитории управляемый юмор позволяет все нужное инициаторам сделать предметом анекдотизации с помощью смеха. Это способствует игре на понижение, любой высокий стиль можно сделать низким. Можно изменить, казалось бы, устоявшиеся общественные ориентиры, позитив на негатив, неприемлемое на приемлемое, позорное на приличное и т.д.

В 90-е годы прошлого века я, как телевизионный обозреватель, смотрел многие телеканалы РФ. Российское телепространство буквально захлебывалось от огромного количества юмористических программ. С утра до вечера звучал сплошной хохот, шутки, анекдоты, насмешки по любому поводу. Возникал вопрос: неужели в этой стране не было серьезных проблем? А в 1999–2000 гг. этот всероссийский хохот закончился Путиным. Вот так россияне прохохотали свою молодую неустойчивую демократию, свою свободу и будущее.

В известном смысле это повторилось в Украине в 2019 году триумфом «Квартала 95» и Владимира Зеленского. «Квартал» воспитал несколько миллионов украинцев, способных хохотать даже на кладбище. И это не преувеличение. В дни скорби по жертвам Голодомора состоялась широко разрекламированная вечеринка блогеров во Львове. Это были очень успешные блогеры, имеющие по миллиону подписчиков. Гуляли с вином, танцами не очень одетых девушек и т.д. Вот такая мораль… Но самое ужасное, что эти блогеры воспитали своими блогами уже целое поколение украинской молодежи.

Оно и не удивительно. Вспомним лишь некоторые скетчи «Квартала 95» за полтора десятка лет. У них – и шутки об «эбонитовых палочках для Беркута», которые будут, мол, производить электричество, если бить майдановцев; и словеса об Украине – актрисе немецкого порнофильма, которая готова принять в любом количестве от кого-либо; и сюжет о Ющенко – "синьоре-Голодоморе", и сравнение томоса об автокефалии с "термосом" и многое другое…

Я боюсь телевизионного юмора, потому что он сегодня создает новую реальность, которая очень далеко отходит от реальности как таковой. Он дает возможность искусственно создавать репутации и искусственно их уничтожать. Потребитель телевизионного юмора живет в особом мире, где им можно незаметно управлять из-за кулис.

Юмор как технология формирует легкое отношение к жизни. В том числе к серьезным общественным явлениям, в частности к выборам, смене власти. Если все политики становятся объектом смеха, если все они одинаковы, то есть одинаково смешны, то какая разница, кого из них выбирать? Наконец, зачем к этому относиться ответственно, лучше выбирать «по приколу»…

Когда такое отношение к жизни уже воспитано телевизионным юмором, все остальное становится делом манипулятивно-политической техники.

Интересно, что сами деятели политического юмора хорошо понимают, что в реальных условиях Украины юмор – это нечто большее, чем просто юмор. Это оружие. Алеся Бацман, главный редактор интернет-издательства «Гордон», сказала в эфире «Украина-24», что ей жаловались некоторые ведущие актеры «Квартала 95», что после того, как Зеленский стал президентом, он им строго-настрого запретил шутить о себе и своей политике… Зачем это делать, если юмор вне политики и совсем не влияет на политическую ситуацию в стране?

Очень интересно осветил эту тему сатирик Дмитрий Чекалкин. Пан Чекалкин в прошлом дипломат, первый секретарь украинского посольства в Тель-Авиве, воспитанник Института военных переводчиков, знаток иврита и арабского языка. Он рассказал о том, что после того, как его сатирический проект «Веселі яйця» имел большой успех во время Оранжевой революции, российский политтехнолог Глеб Павловский немедленно поднял в Москве вопрос о создании для Украины юмористического проекта с противоположными установками. И тогда появился «Квартал 95»…

Хотя его вдохновители вряд ли ожидали того фантастического успеха, который он получил в 2019 году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать