Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Запад-2017»: Великий российский блеф

21 сентября, 21:31

Итак, учения «Запад-2017», если верить заявлениям российских и белорусских официальных лиц, благополучно завершились. Теперь остается убедиться в том, что все 5,5 тыс. российских военнослужащих, дополнительно введенных на белорусскую территорию в связи с маневрами, покинут Беларусь, и мир может спать спокойно.

Российская пропаганда представляла «Запад-2017» как учения, беспрецедентные по своей прозрачности и не угрожающие никому из соседей. И то, и другое утверждение – весьма  далеки от истины, если сравнивать нынешние российско-белорусские маневры с аналогичными маневрами в государствах НАТО. Там брифинги для журналистов и иностранных военных наблюдателей по ходу и итогам учений длятся до тех пор, пока не будет дан ответ на последний заданный вопрос. А затем наблюдатели могут посетить в любое время любой географический пункт в зоне учений по своему выбору, чтобы убедиться как в реальных боевых качествах участников учений, так и в том, какой именно сценарий реализуется в ходе маневров. И их никак не ограничивают в общении с солдатами и офицерами, участвующими в маневрах.

А на российско-белорусских учениях все было совсем не так. Брифинги сводились главным образом к выступлениям официальных российских представителей. А стрельбы и прочие военные упражнения демонстрировались иностранцам лишь на полигонах в заранее назначенное время. И никакого общения наблюдателей с непосредственными участниками учений на практике не происходило. Так что у наблюдателей, например, не было возможности проверить, кто именно стреляет из танковых орудий, свежеиспеченный танкист-контрактник, только что после «учебки», или офицер-инструктор из того же учебного танкового батальона. Про все подобные маленькие хитрости еще на советских показушных маневрах хорошо рассказал Виктор Суворов в своем «Освободителе». Ему самому, выпускнику танкового училища, тоже пришлось изображать солдата-срочника на больших маневрах во второй половине 1960-х, перед вторжением в Чехословакию. О реальном же уровне боевой подготовки российских войск в гораздо большей степени говорят три крупных авиапроисшествия, случившиеся в ходе учений: поврежденный стратегический бомбардировщик, выкатившийся за пределы взлетно-посадочной; разбившийся учебно-боевой штурмовик; и, наконец, ударный вертолет, относительно удачно, т. е. с небольшим числом жертв, отстрелявшийся то ли по журналистам, то ли по наблюдателям (российским, а не иностранным; всего трое раненых).

Что же касается неагрессивного характера учений, то, по сценарию, на маневрах «Запад-2017» отрабатывался конфликт между «северными» (Беларусь и Россия) и «западными» (коалиция трех вымышленных государств — Вейшнории, Весбарии и Лубении). Сценарий гласит, что «западные» хотят захватить часть Беларуси, организовать там новое государство Вейшнория, после чего занять всю территорию Беларуси, «северные» же должны противостоять планам захватчиков. Тут еще необходимо добавить, что на Беларусь нападают отнюдь не регулярные армии, пусть даже вымышленных государств, а некие весьма загадочные «международные террористы». Правда, в одном из эпизодов учений эти террористы насчитывали 3500 человек, делились на 7 батальонных тактических групп (это заметим, аккурат численность боевых частей сухопутной армии Эстонии), да еще имели прикрытие с воздуха. У иностранных наблюдателей не вызывает сомнений, что на самом деле в ходе учений «Запад-2017» отрабатывалось возможное нападение российской армии на страны Балтии и Польшу. О чем прямо высказалась на Генеральной Ассамблее ООН (а ранее – в беседе с генсеком ООН) президент Литвы Даля Грибаускайте, чем спровоцировала настоящую истерику в Москве.

Что ж, это давняя советская традиция, что на маневрах, что в ходе реальных боевых действий, собственные агрессивные планы представлять в качестве «контрудара» в ответ на мифическое нападение врага. Так было и с началом вполне реальной советско-финской войны в 1939 году, и с несостоявшимся советским нападением на Германию в 1941 году. А уж заявления насчет численности участников учений в 12,7 тыс. человек были всего лишь неуклюжей попыткой втереть очки Западу. Там-то с самого начала одноименных учений прекрасно знали, что группировка в 12,7 тыс. человек задействована в учениях только на территории Беларуси. Но одновременно с этим проходили учения российских войск на пространстве от украинско-белорусской границы и вплоть до Балтийского моря, в которых принимали участие более 100 тыс. человек.

В ходе учений Россия постаралась похвастаться всем спектром своих вооружений. 18 сентября был даже произведен показательный пуск «Искандера». Ракета была запущена с полигона Капустин Яр в Астраханской области и успешно поразила цель на полигоне Макат (Казахстан), преодолев в общей сложности 480 км – максимально возможная дальность для данного типа вооружений.

Но маневры продемонстрировали не только новейшие российские вооружения и боевую технику. Они также показали прочность российско-белорусского военного союза, вернее – отсутствие таковой. Достаточно указать на то, что президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе учений ни разу появился на публике ни с Владимиром Путиным, ни с Сергеем Шойгу. А ведь одной из целей российско-белорусских учений как раз и было убедить окружающий мир в том, что Россия и Беларусь – братья (или сестры) навек. Своим поведением «последний диктатор Европы» наглядно демонстрирует, что провел учения только из-за сильнейшего нажима «друга Владимира». И опасается он не мифической угрозы вторжения из Литвы в Беларусь то ли войск НАТО, то ли вооруженных групп белорусских оппозиционеров, поддержанных мощнейшей литовской армией, а вполне реальной угрозы ввода в Беларусь дополнительных «ограниченных контингентов» российских войск для укрепления обороноспособности Беларуси и последующей смены власти в республике.

Судьба афганского президента Хафизуллы Амина Лукашенко совершенно не прельщает. Поэтому он больше всех в мире озабочен тем, чтобы дополнительные российские войска, оказавшиеся на территории Беларуси в ходе учений «Запад-2017», как можно скорее ее покинули. Для других соседей России, включая Украину, в этом есть один немаловажный плюс: с таким ненадежным союзником, как Лукашенко, Путин не рискнет начать большую войну против Украины или вторгнуться в страны Балтии.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать