Перейти к основному содержанию

Запорожец для «кнопкодава»

11 октября, 10:42

9 октября, во время сессии Одесского городского совета, журналист Вера Запорожец закрыла руками свободный депутатский пульт, не позволив коллегам отсутствующего нардепа нажимать за него кнопки. Поступок девушки вызвал бурю негодования в сессионном зале и волны поддержки за его пределами. http://izbirkom.od.ua/content/ view/6556/1/

Оказалось — недавний политический кризис в ВР и бушевавшие страсти по поводу основных демократических принципов не отменили традицию «кнопкодавства». Она продолжает подчинять себе нравы «избранной народом» публики, демонстрируя неизлечимый характер запущенной болезни.

Иногда хочется посмотреть им в глаза. Бегают? Застыли в холоде безразличия? Что отражается в них? Страх переходящего улицу в неположенном месте или уверенность накладывающего штраф? Разве не интересен человек производящий и попирающий законы одновременно? Откуда эти современные Сатурны, поедающие своих детей? Думаете, такому учат на инструктажах депутатского состава? Или знания пришли с опытом? Ведь у нас всегда голосовали «как положено». Сначала — под взглядами усатых, лысых, с мохнатыми бровями и без лица, потом — под взмахи рук маэстро-надзирателей. Что, без присмотра в нашей политике нельзя?

Слухи на эту тему ходят разные. Есть мнение, что послушными депутатов делают обещанные и одолженные деньги. Возможно, и страх. На нем истеблишмент с менеджментом держится давно и лучше, чем на честном слове. А может, все вместе, плюс пиетет к вождям и любовь к собственной персоне порождает флюиды мотиваций. Не писаные законы и не артикулированные команды всегда исполнялись у нас лучше провозглашенных. Поднятая бровь босса — приказ «вперед», опущенные веки — сигнал к размышлению: думайте, ребята... Есть средства у генералов без слов поднимать войска в наступление, самому отправляясь пить чай.

Кто же эти солдаты системы, рассевшиеся под флажками партий, как обложенные охотниками молодые волки? Вместо лесной опушки — скамьи коленопреклонений, с пультами для голосования. Пришли одетые по-праздничному, словно на воскресную мессу. С порога — лицом в газету. Книг перед камерами не читают. Некасиво и вызывающе. Пресса или смартфон в самый раз — якобы интересуешься событиями, а сам просто отбываешь номер. Надо посидеть, обеспечивая кворум и прикрывая прогульщиков — флагманов бизнеса.

Тихо сидящие не принадлежат к фракционным спикерам, чьи образы вместе с осветительными приборами вмонтированы в интерьеры телестудий. Они не входят в касту «яйцеголовых», знающих, как пишутся законы. Они не «бойцовские депутаты», выбегающие на трибуну по сигналу партийного коуча, чтобы вцепиться в пиджак оппонента. Они — представительская масса, группа актеров без образов и амплуа, профессиональная массовка. Мы узнаем их исключительно по фамилиям, появляющимся в списках персональных голосований или при освещении публичных скандалов. Случайно очутившись в эпицентре событий, они продолжают оставаться в тени. Неузнаваемость, как камуфляж диверсанта, спасает их и от пристальных взглядов снайперов прессы, и от контрразведки оппонентов. Пластуны системы. Они стали депутатами благодаря партийным спискам, личным заслугам на фронтах частной и криминальной жизни, особому умению подчиняться воле других. «Люди в черном» украинской политики. Хотя по характеру «решаемых вопросов» они, скорее, клерки, знающие толк в бумажных каруселях и сборе подписей для выделения земель. Их вынужденное пребывание в освещенных залах общественных собраний плохо сочетается с привычками к полумраку персональных кабинетов. И они часто путают манеры поведения при открытых и закрытых дверях, но благодаря мощным механизмам мимикрии всегда выходят из неловких положений.

Но и у этих «совершенных нардепов» системы есть ахиллесова пята. Привыкшие есть с руки, отученные ориентироваться и принимать самостоятельные решения, они не замечают перемен. Они не прочли их в лице хрупкой девушки Веры, не почувствовали в атмосфере, сгустившейся в городе.

«Запорожець стане символом боротьби одеситів проти корупції та кнопкодавства в міській раді. І нехай Запорожець в Одесі — це не кремезний зарізяка з чубом та вусами, а тиндітна дівчина з оптимістичним ім’ям Віра — боятись міськрадівські панки мають чого. Запорожець і є Запорожець, а раптом Січ прокинеться...» — написал в своем блоге одесский политик Андрей Юсов.

В этот же день, 9 октября, общественное движение «Чесно» уличило в «кнопкодавстве» депутата от Партии регионов В.Омельченко. А всего с начала работы Верховной Рады VII созыва движение зарегистрировало 54 таких случая.

Если в течение многих лет сами депутаты не могут обеспечить честного голосования, то почему бы не воспользоваться инициативой Веры Запорожец? Только приставить к каждому пульту не юную мисс, а крепкого хлопца «козацкого роду». За треть депутатской зарплаты желающих нашлось бы немало. Да и за волонтерами дело не станет. Отделаемся только синяками на законотворческих руках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать