Защита государства с моря
Прошло три года, как ВМС Украины потеряли 70% своих возможностей в Крыму. Что сделано и куда движемся?Три длинных, турбулентных в плане национальной безопасности года, но достаточных для создания щита на море, чтобы защитить ключевую приморскую инфраструктуру Украины, прибрежные морские коммуникации и районы полезных ископаемых на континентальном шельфе. К сожалению, вопрос подобного щита остается открытым.
Когда мы ведем речь о безопасности государства с моря, следует исходить из угроз — что именно нам противостоит и как мы можем на это реагировать. Как ни крути, а большинство угроз на море уже подошли к нашим берегам. И реагировать на них нужно сейчас, а не когда-то.
Как именно реагировать? Оптимум находится в плоскости сбалансирования треугольника «задачи-возможности-ресурсы» и выводит на концепцию москитного флота (можно назвать ее концепцией легких сил, если кому-то не нравится формулировка) — мультирольной катерной группировки, предназначенной для эффективных действий именно в ближней морской зоне государства.
Концепция создания москитного флота была предложена почти два года назад как адекватный и реалистичный ответ на современные угрозы с моря. С тех пор много воды утекло, к сожалению, по состоянию на сегодняшний день она официальная не принята. Но появились спекуляции и путаница вокруг москитной тематики — кто-то ее связывает исключительно с катерами, независимо от их характеристик, и играет на этом, кто-то в оценках доходит до баркасов и шлюпок.
На самом деле в общих чертах термин «москитный флот» означает:
• сосредоточение усилий на эффективной защите и обороне именно ближней морской зоны Украины — ее литоральных вод в пределах исключительной морской экономической зоны;
• асимметричный подход к сдерживанию противника, к адекватному и быстрому ответу на активированные угрозы на море и защите суверенных прав государства в рамках исключительной морской зоны Украины;
• создание мультирольной катерной группировки (далее — МКУ) из трех подклассов боевых катеров: поисково-ударные (с противокорабельными крылатыми ракетами, которые являются основным оружием москитного флота), амфибийные и противоминные, скорость катеров — не менее 50 узлов;
• эффективное использование имеющихся ресурсов для решения проблематики незащищенности литоральной морской зоны Украины: государство имеет все возможности за относительно небольшие средства в течение 2 лет создать целесообразное МКУ путем собственного производства и приобретения за рубежом.
Следует отметить, что в недавнем Распоряжении Кабинета Министров Украины от 14.06.2017 № 398-р «Об одобрении Основных направлений развития вооружения и военной техники на долгосрочный период» на первое место поставлено продолжение строительства многоцелевого корабля класса «корвет». Обычно первое место означает приоритет в отношении направления и ресурсов. Не секрет, что строительство национального многоцелевого корвета сталкивается с рядом хронических проблем — финансовых, технологических, временных и др. Нет вопросов — каждый военный моряк мечтает видеть кильватерный строй фрегатов (эсминцев или, возможно, даже крейсеров) и когда-то Украина построит сбалансированный флот открытого моря. Но сейчас у наших берегов, в этих условиях один корвет, если он будет построен (не известно когда), никоим образом не обеспечит оборону государства с моря, МКУ — да. Расходы на создание ОДНОГО корвета больше, чем на создание ВСЕГО МКУ, в том числе с закупкой самых современных образцов за рубежом. В то же время, об указанных выше трех типах боевых катеров и москитной направленности в распоряжении — ни слова.
Кроме того, в распоряжении:
1. Определены 12 (!) классов/подклассов морских боевых платформ, которые планируют разрабатывать и строить. Чем больше платформ — тем больше нужно ресурсов на разработку проектной документации, строительство и содержание. Какая в этом целесообразность? Потому что мир идет в противоположном направлении — путем унификации и модульности.
2. Планируется построить современный разведывательный катер. Интересно понять логику его создания: какие задачи он планирует выполнять и где, какое вооружение будет иметь? Не проще ли это соединить с другими платформами?
3. Почему планируется строить «новые минно-тральные корабли», а не противоминные? Развитые морские страны строят именно противоминные платформы (так называемая МСМ Concept), это большая разница с минно-тральными, прежде всего технологическая.
4. В прошлом были десантные (десантно-штурмовые) корабли/катера, с точки зрения современной унификации лучше строить быстроходные амфибийные катера с мультирольным функционалом.
5. Все это по ВМС по экспертной оценке тянет где-то так на 70—80 миллиардов гривен только по НДКР и главным корпусам каждой единицы. ОК, возможно, в ближайшие 25 лет такие ресурсы и появятся. За прошлых 25 не появились. Откуда возьмется финансирование и как оно распределится по платформам/годам?
Хотелось бы услышать аргументированные ответы на приведенные вопросы.