Двое обвиняемых в расстрелах на Майдане экс-беркутовцев вернулись после обмена в Киев, - адвокат
![](/sites/default/files/news/08022020/medium.jpg)
Александр Маринченко и Сергей Тамтура — двое из пяти бывших сотрудников спецподразделения «Беркут», которых ранее передали на оккупированные территории в рамках обмена удерживаемыми, — вернулись в Киев. Маринченко, Тамтуру и их коллег Олега Янишевского, Сергея Зинченко и Павла Аброськина обвиняют в убийстве 48 и ранении 80 человек на улице Институтской в Киеве 20 февраля 2014 года.
Об этом сообщил адвокат Алексей Горошинский.
Он также опубликовал их открытое обращение к президенту Владимиру Зеленскому, генпрокурору Руслану Рябошапке и главе Верховной Рады Дмитрию Разумкову.
В нем они выразили свою позицию по ранее совершенному обмену и возвращению в Киев. Также они отмечают, что не совершали преступлений, в которых их обвиняют, и основная причина их возвращения — правда. Они уверяют, что будут участвовать в дальнейших судебных заседаниях.
Hromadske публикует полный текст обращения Маринченко и Тамтуры:
Более пяти лет нас держали за решеткой за преступления, которых мы не совершали. Виноватыми нас назначил политический режим, пришедший к власти путем вооруженного государственного переворота в 2014 году.
Все это время руководство Украины использовало нас чтобы «отчитываться» перед частью украинского народа о привлечении к ответственности виновных в расстрелах протестующих на Майдане. Это позволяло этим политикам скрывать настоящих организаторов убийств правоохранителей и митингующих в феврале 2014 года.
Но, даже имея всю мощь репрессивной машины — ГПУ, СБУ, МВД, суды, и свободу на осуждение заведомо невиновных лиц, доказательств нашей вины не нашлось.
Лишь в 2019 году Святошинский районный суд решился изменить меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест. И это решение никак не было связано с обменом — оно было мотивировано тем, что «прокурором не доказана обоснованность подозрения в совершении умышленных убийств и покушений на такие убийства».
Впервые за пять лет у нас появилась возможность оказаться дома, рядом со своими семьями. Пусть каждый из вас представит себя на нашем месте. За выполнение присяги, данной украинскому народу, «мужественно и решительно, не жалея своих сил и жизни» стоять на защите общественного порядка и украинского государства, мы были брошены за решетку, названы убийцами и «врагами народа», нас поносили в большинстве СМИ в течение пяти лет.
После нашего освобождения под домашний арест в июле и декабре 2019 года, за решеткой безосновательно оставались наши сослуживцы — Сергей Зинченко, Павел Аброськин и Олег Янишевский.
Впоследствии появилась возможность их освобождения в рамках обмена на условиях «всех на всех».
Наш отказ от участия в обмене поставил бы под угрозу этот обмен в целом. Понимая чувства каждого из списка «на обмен», мы не могли поставить собственные интересы выше других. Поэтому были вынуждены согласиться на участие в обмене.
Также мы понимали, что этот обмен позволит привлечь внимание властей и общественности к вопросу объективной оценки событий 2014 года. Это был государственный переворот. А часть протестующих не были мирными — они были вооруженными преступниками. Они забрасывали стражей порядка камнями, пытали, жгли «коктейлями Молотова», расстреливали их из огнестрельного оружия!
О каком справедливом расследовании тех событий может идти речь, если этим преступникам позволили избежать наказания?! Их сообщники во власти в 2014 году приняли закон об амнистии с единственной целью — скрыть от украинского народа правду.
Правда — это причина нашего возвращения в Киев. В течение пяти лет судебный процесс был основным источником правды о Майдане и должен продолжиться. Мы будем участвовать в судебных заседаниях.
Нам нечего скрывать — мы не совершали преступлений. Мы хотим восстановить честное имя спецподразделения «Беркут». Мы хотим, чтобы по-настоящему виновные в убийствах правоохранителей и протестующих были наказаны.
Мы призываем президента Украины, Генерального прокурора Украины и депутатов Верховной Рады Украины немедленно отменить закон об амнистии майдановцев и обеспечить справедливое и беспристрастное расследование событий 2014 года при участии международных наблюдателей и экспертов.
Адвокат потерпевших по делу о расстрелах на Институтской Павел Дикань в комментарии hromadske рассказал, что по делам Майдана уже есть подобный опыт.
«Когда по другому делу Майдана несколько обвиняемых экс-беркутовцев сбежали, то суд продолжил рассмотрение с одним, кто остался. А дела в отношении тех, кто сбежали, — вывели в отдельное производство, и объявили их в розыск», — рассказал адвокат.
«То есть я думаю, что суд продолжится с того места, где закончился, но очевидно, что остальные трое бывших работников "Беркута" уже не вернутся, их тоже объявят в розыск и мы продолжим заседание без них, но обвинения останутся те же. Возможно, это такой был хитрый ход защитников обвиняемых, чтобы двое остались, а трое все-таки сбежали», — добавил Дикань.
Напомним, 29 декабря 2019 года состоялся большой обмен удерживаемыми лицами между Украиной и так называемыми «ДНР» и «ЛНР». Из плена боевиков вернулись 76 украинцев. СБУ обнародовала имена всех освобожденных из плена украинцев: это 12 военных и 64 гражданских.
В рамках обмена Украина передала боевикам более 120 человек, еще 17 отказались участвовать в обмене. Украинская власть в частности передала бывших беркутовцев, обвиняемых в расстрелах на Институтской в 2014 году.
Комментируя выдачу экс-беркутовцев, президент Владимир Зеленский заявил, что таким было условие этого обмена.