На Волыни полностью высохло озеро Нечимное, которое вдохновило Лесю Украинку на "Лесную песню"
Умирать «большое лесное бездонное, как говорили местные люди, озеро» начало уже много лет назад. Не счесть совещаний и заседаний, публикаций в прессе в поисках путей его спасения. Но, получается, что на самом деле нам весьма безразлично наше же наследие, иначе Нечимное все-таки спасли бы. Каждый раз дело упиралась в какие-то чиновничьи препятствия, а озера, как и люди, один раз рождаются - один раз умирают. О том, что озеро уже полностью высохло этим летом и сейчас на его месте - заросли дикого риса высотой почти в человеческий рост, сообщила Ольга Петровна Бойко, которая заведует музеем «Лесной песни», филиалом Колодяжненского мемориального музея Леси Украинки. Его сотрудники и создавали здесь экспозицию.
Живет Ольга Петровна в селе Скулин, что в нескольких километрах от урочища Нечимное. Об экскурсии с ней договариваются по телефону, на работу она добирается на велосипеде, скутере, а бывает, что и пешком. В самом музее постоянно есть смотритель. Бойко приглашает приезжать сюда в первую очередь весной, потому что тогда вся местность вокруг музея покрыта ковром анемонов. Летом здесь свои неповторимости, а осенью - много опавших листьев, которыми очень любят играть дети, они часто здесь бывают на экскурсиях. Интересуются местом, где родилась драма-феерия «Лесная песня» и поляки, потому что скулинцы уже много лет дружат с одной польской гминой из-под Хелма. Недавно из Польши передали в Нечимное два портрета Леси Украинки, выполненные местными мастерами: один - на холсте, другой - резьба по дереву. Дикий рис на бездонном озере, в котором и не купались из-за этого, посеял житель также Скулина, чтобы диким уткам было где прятаться в зарослях. Рис же растет с такой скоростью, что и озеро погубил. На дне – многометровые запасы ила, сапропеля, ценного удобрения. Чистить озеро земснарядом (а другого варианта просто не) запрещали экологи. Ольга Петровна вспоминает, как они утверждали, что после вмешательства в природу может исчезнуть уникальная растительность вокруг озера. Ну, тогда исчезло озеро...
История знакомства семьи Косачей с Нечимным относится к лету 1884 года, когда Елена Петровна с сыном Михаилом, дочерьми Лесей и Ольгой гостили в урочище на берегу озера у дяди Льва скулинского, куда он выбирался на лето пасти скот. О посещении оставила воспоминания младшая сестра и биограф Леси Украинки Ольга Косач-Кривинюк. Здесь Леся услышала о мавках, о Том, кто плотины рвет, водяном и других персонажах из народного творчества, которых после поселила в драме-феерии. Нет уже на берегу и хаты дяди Льва, родственники перенесли ее в деревню, сделав хлев. О хатке напоминает только знак. Такой, пожалуй, поставят и на месте, где было озеро Нечимное. Еще 300-летний дуб, описанный в «Лесной песне», колодец тех же времен. Но туристы все-таки едут не таблички читать на месте исчезнувших артефактов, не копии документов в музее, потому что в Колодяжном - мемориальные вещи. Туристы ехали бы увидеть первозданную природу, которая вдохновила Лесю на создание шедевра. Поедут ли теперь, после исчезновения Нечимного, еще вопрос.
Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк