На Волыни установили памятный крест на месте смерти земляков 18 марта 1944 года
Небольшое село Заполье, в котором, как говорит нынешний сельский председатель Ольга Физик, «все люди - родственники», - это одно из многочисленных волынских сел, которые стали жертвами межэтнического противостояния. Одни называют его «Волынской трагедией», другие - «Волынской резней». Но в те времена в округе погибало население как польских поселений, так и украинских.
Заполье было уничтожено 27-й Волынской дивизии пехоты Армии Крайовой. Перед этим сгорели села Островки и другие, где жили поляки. Несколько лет назад на месте гибели граждане Республики Польша обустроили пантеон, такой же пантеон должен был быть и в Заполье, и занимался этим благотворительный фонд тогдашнего председателя Волынской ОГА Бориса Климчука «Родная Волынь». Но Климчук два года назад внезапно умер, а проблемы почтения памяти невинных жертв межэтнической борьбы в Украине стали, мягко говоря, неактуальными. Поэтому община села Заполье, близ Любомля, установила памятный крест возле того места, где живьем были сожжены в хозяйском сарае почти сто жителей села.
Ольга Физик говорит, что украинцы почему-то до сих пор боятся рассказывать вслух свою историю, в том числе такие трагические события, которые были в селе в марте 1944-го, и до сих пор словно чувствуют себя виноватыми. А надо и прощать, и просить прощения. На месте сарая, в котором заживо горели и дети, и женщины, и преимущественно мужчины от подросткового возраста до стариков, теперь огороды. Удивительно, конечно, как на тех огородах хозяйничать, но пока памятный крест решили установить над дорогой, чтобы людям был сюда свободный доступ.
В будущем крестьяне решили все-таки обустроить в селе пантеон жертв межэтнического противостояния и собирать на то пожертвования. Что не все было в тех событиях однозначно, рассказывает и Ольга Физик. В частности очевидцы тех трагических событий вспоминают, как поляк забирал у отца маленького сына, потому что не хотел убивать ребенка. И забрал, и на глазах того ребенка и его матери убил отца, но жизнь его рода не оборвал. В таких деталях предстает история, они очень важны, говорит сельский голова, поэтому на открытии креста были и ученики местной школы. Чтобы знали, чтобы помнили. Ведь даже имена всех погибших мученической смертью не известны.
Наталья МАЛИМОН, «День», Луцк.