Умер львовский график Богдан Сорока

Художник отошел в Вечность на 75-м году жизни. Беда произошла за пределами Украины - в Польше, где Богдан Михайлович находился с приятелем. Факт смерти «Дню» подтвердили друзья п. Сороки - Игорь Калинец и Николай Горынь.
Богдан Сорока родился в 1940 в тюрьме «Бригидки», где была заключена его мать Екатерина Зарицкая. Его отец - Михаил Сорока, украинский диссидент, член ОУН, на протяжении 30 лет был узником советских лагерей, организовал движение сопротивления узников «ОУН-Север». Воспитывали Богдана родители матери - Мирон Зарицкий, выдающийся украинский математик, профессор Львовского университета, и его жена Владимира.
В 1964 году закончил Львовский институт прикладного и декоративного искусства. По образованию - керамист. От 1964 до 1993 года работал в Львовском художественном комбинате живописцем-монументалистом. Первые линогравюры создал 1969 - как иллюстрации к сборнику стихов Игоря Калинца «Открывание вертепа», которые были напечатаны за рубежом под названием «Стихотворения из Украины». Это побудило КГБ возбудить уголовное дело против художника, десятилетия его произведения запрещали выставлять и упоминать его имя в прессе. Однако художник не оставлял работы над графическими циклами «Украинская мифология», «Купальские забавы», «Символы Григория Сковороды», «Поход гномов», «Путешествие Узбекистаном», «Архитектура Львова», «Символы и эмблемы», «Деревянные церкви Галичины ». Создал графические иллюстрации к произведениям Леси Украинский, Романа Иваничука, Василия Стефаника, Тараса Шевченко, Ивана Кошеливца. 1989 получил премию на международном конкурсе экслибриса в Вильнюсе. С 2001 гг. Работал в технике цветной линогравюры.
2011-го «День» приветствовал Богдана Михайловича по случаю издание прекрасного альбома «Сорока», где, кроме работ, была представлена автобиография художника ...
Среди художников Сороку отличала самоирония. Он умел увидеть в том, что происходит вокруг, много малозаметных, но знаковых процессов, на которые нужно отреагировать. Разнообразный в тематическом диапазоне - от украинской мифологии до сугубо авторских притч, философских конструювань, в которых наблюдал жизнь, привлекая к символам очень широкое поле знаний. Сорока постоянно развивался, диалогував с определенными социальными процессами, готовил каждый раз глубже произведения. «Для него самое важное - сам процесс труда и профессиональная и национальная ответственность», - отмечал «Дню» профессор Роман Яцив и добавлял, что Богдан Сорока уже в начале своего творчества почувствовал модернистских модель развития украинского искусства.
Богдан Михайлович всегда имел глубокую внутреннюю связь с отцом, Михаилом Сорокой, очень одаренным человеком, связанной с пражским эмиграционной средой украинском в 1930-х годах. Он знаком с многими известными графиками, в частности учеником Нарбута Робертом Лисовским (автор логотипа авиакомпании Lufthansa, оформил обложку сборника Павла Тычины «Солнечные кларнеты». - Т.К.), а затем в ссылке подтверждал свою высокую человеческое достоинство и удивительную эрудированность. В письмах отец ориентировал Богдана, тогда еще ребенка, по рис человечности и качеств художника. Именно поэтому, наверное, Богдан Сорока сумел сохранить высокое достоинство и был таким неповторимым в украинском искусстве: это его органическая, удельная наследственность от отца и косвенно, через отца, от генерации выдающихся художников, интеллектуалов.
Вот несколько строк из последнего интервью Богдана Михайловича Сороки «Дню»:
- Вы спрашиваете меня, почему не помнят Украинский, которые боролись за свободу? .. Это, наверное, тотальное равнодушие, неверие. Может, дается слышать тяжелое посттоталитарное жизни ... Люди не чувствуют себя хорошо в своей стране! Поэтому общая большая разочарование людей в жизни, не живут - жалкое, бегают в поисках пищи. А это худшее, что может быть - бегать в поисках пищи ...
О прощания с Богданом Сорокой - в следующих номерах «Дня».
Вечная ему память.