Во Львове покажут выставку "Ужасы войны"

В экспозиции, ее откроют завтра, 27 декабря, во Львовской национальной галерее искусств - антивоенный цикл офортов Франсиско Гойи (1746 - 1828), и это - жемчужина графического собрания киевского Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко. Как рассказала «Дню» заведующая научно-исследовательским отделом ЛНГИ Оксана Козинкевич, сегодня это единственная в Украине полная серия гравюр, напечатанных с оригинальных авторских досок.
Франсиско Гойя был первым художником, который увидел войну именно как абсолютное зло. В его офортах не оставалось ни эффектных батальных сцен XVIII в., ни стройных всадников XIX в., ни отчаянных атак, ни героических крепостей в осаде. Только тотальная катастрофа: эпидемия безумия, за которой люди забывают, что они - люди. Как следствие, на них посылают кары небесные: голод, разруху, братоубийство, уныние и возвращение диктатуры.
Гойя работал над антивоенной серией гравюр в 1810 - 1820 гг. и воплотил в 80 листах свой травматический опыт участия в событиях Пиренейской войны. В 1808 году Наполеон, воспользовавшись народным восстанием в Испании, начал завоевание страны, которая была политически и стратегически важной для французов, так как имела контролируемый доступ к Средиземному морю.
Начальные листы серии «Ужасы войны», от 2 до 47, являются свидетельством репортера или даже «стримера», который вживую видел последствия осады Сарагосы, бои и партизанские акции близ Мадрида. Ряд гравюр (48 - 64) документирует сцены голодомора, поразившего столицу в 1811 - 1812 гг. и унесшего 20 тысяч жизней. Семнадцать последних листов серии - символические видения Гойи, размышления о судьбе, как он говорил, «расчлененной» страны.
Учитывая жесткую цензуру, «Ужасы войны» не были опубликованы при жизни Гойи. Только в 1863-м Королевская Академия изящных искусств в Мадриде впервые издала полную серию, дав ей название «Ужасы войны» (Los Desastres de la Guerra). Номера и оригинальные надписи на листах (даже с орфографическими ошибками Гойи) были скопированы и выгравированы на медных пластинах, с которых осуществлялась печать. Музей Ханенко владеет отпечатками четвертого издания -1906 года, которые знатоки высоко ценят, в частности за качество бумаги.
Музей приобрел гравюры у художника М.А. Шаронова накануне Второй мировой войны, в апреле 1941-го.
Открытие экспозиции антивоенного цикла офортов Франсиско Гойи «Ужасы войны» - в 16:00 во львовской Картинной галерее (ул. Стефаника, 3).
Репортаж с выставки - в следующих номерах «Дня».
Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Фото Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко