Во Львове представили проект художника-экспериментатора Василия Бажая

Экспозицию «Без названия-2» (Untitled-2) демонстрируют во Дворце искусств (ул. Коперника, 17). И это сороковая персональная выставка Бажая с 1989 года. Куратор показа - Роман Ганкевич.
Василию Бажаю 67 лет. Специальности учился в Институте прикладного и декоративного искусства (теперь - Львовская национальная академия искусств). Член Национального союза художников. Основатель и глава департамента концептуального искусства Национального союза художников.
Картины Бажая хранятся в музеях Львова, Киева и Хмельницкого, в галереях и частных коллекциях Украины, Бельгии, США.
Василий Бажай - один из самых выразительных мастеров живописной пластики. Его считают классиком в сфере инсталляции и перформанса в Украине, а также - ready-made объектов.
«Василий раз в два или три года делает такую масштабную экспозицию, - рассказывает куратор выставки «Без названия-2». - Как правило, выбирает для показов Дворец искусств, потому что это наиболее просторное место, где он помещается со своими работами. Концепция этой выставки возникла давно, в 1996 году, когда Бажай участвовал в фестивале экспериментального театра в Каире. Там показывал перформанс и инсталляцию. И после того проекта понял, что в визуальном искусстве можно отразить три вещи: текст, контекст и текстуру. Следовательно, и проводит эксперименты с текстом, контекстом и текстурой».
В проекте, а он немаленький, - в двух залах Дворца искусств, рядом с работами, созданными в 2017 - 2018 годах, есть несколько полотен из предыдущих акций Бажая - 1998 и 2008 годов. Поэтому, отмечает куратор, очень интересно прослеживается развитие диалога Василия с формой, текстом и т.д. По словам Ганкевича, Бажая больше всего интересует формализм и философская структура искусства, что, собственно, он и демонстрирует в своих проектах.
«Когда делается проект, для меня главное - остаться в контексте этой структуры, - отмечает автор. - И лишить себя вообще каких-либо мыслей. Это главное. Потому что когда начинаешь задумываться над реализацией конкретного проекта, то одно мешает другому».
По мнению Бажая, не нужно много говорить о проекте - его надо почувствовать, а это значит - просто быть в пространстве, которое для проекта создано. Художник считает, что пространство и проект не существуют друг без друга: «Эти две массивные структуры дополняют друг друга. Работы и пространство начинают сосуществовать, и когда они вместе, то требуют к себе еще и зрителя, который тоже между ними будет находить и диалог, и ответы».
Василий Бажай говорит, что, чтобы понять, что происходит в этом пространстве, надо найти шифр (код) каждой работы. И особенно подчеркивает, что нет общего кода проекта – есть код каждой работы. И у каждого, кто к работе будет подходить, этот код будет выстраиваться - между тем, кто произведение созерцает, и между произведением, которое есть в данном пространстве.
Что касается отсутствия названий полотен, то, по мнению автора, название мешает произведению, потому что вводит в какие-то рамки, в какие-то ограничения: «Я не касаюсь ни социальной, ни исторических сфер, а полотно выходит из тех источников, из тех глубин, которые даже мне самому неизвестны. Потому и название лишнее! Я просто этим занимаюсь, потому что не могу существовать иначе. Это моя жизнь. Должен найти самого себя, и этот ответ ищу до сих пор. В жизни много увидено и много пережито, много прочитано и много услышано, много знакомых... Но в какой-то момент задумываешься: «А где же ты среди всего этого?..».
Куратор проекта считает, что выставку Бажая нужно воспринимать как сплошное произведение искусства, в котором зритель является не только посетителем выставки, но и ее объектом. И поэтому каждый сам должен сформулировать для себя название - из ассоциации от восприятия. «Тут, собственно, и идет игра текста и контекста художественных явлений», - говорит Ганкевич. И добавляет, что экспозиция обязательно будет побуждать к размышлению.
Почувствовать себя частью проекта, войти в текст и контекст проекта Василия Бажая, также - определиться с названиями и отдельных произведений, и всей выставки успеют все желающие - показ «Без названия-2» во Дворце искусств будет продолжаться месяц, до начала сентября.
Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото Андрея КУБЯКА