Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ВР приняла закон о восстановлении полномочий НАПК

15 декабря, 14:20

Верховная Рада приняла закон "О внесении изменений в Закон Украины "О предотвращении коррупции» в отношении восстановления институционального механизма предотвращения коррупции" (№4470).

Как передает Укринформ, за него проголосовали 300 народных депутатов.

Законом предусматривается восстановить институциональный механизм предупреждения коррупции с учетом решения Конституционного Суда Украины №13-р/2020 от 27 октября 2020 года, которым были признаны неконституционными отдельные части Закона Украины «О предупреждении коррупции», и в результате которого НАПК утратило значительную часть своих полномочий.

"Предлагается восстановить полномочия Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции, в том числе в отношении судей и судей Конституционного Суда Украины, с установлением отдельных особенностей относительно порядка реализации Национальным агентством полномочий по отношению к ним, которые направлены на обеспечение неукоснительного соблюдения гарантий их независимости. Такой подход будет учитывать решение Конституционного суда Украины №13-р/2020 и позволит сохранить эффективность и пропорциональность институционального механизма предупреждения коррупции", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В целом законом предлагается восстановить полномочия НАПК путем наделения его необходимыми полномочиями и правами с целью их реализации. В частности, определен порядок реагирования НАПК на выявление нарушений закона, признаков коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений.

Так, закон предусматривает открытый круглосуточный доступ к Единому государственному реестру деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления; введение правового регулирования особенностей урегулирования конфликта интересов в деятельности отдельных категорий лиц, порядка осуществления контроля и полной проверки деклараций, мониторинга образа жизни субъектов декларирования; порядка осуществления некоторых дополнительных мер финансового контроля; обеспечивает правовое регулирование относительно ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения.

В то же время закон устанавливает некоторые особенности реагирования в случае совершения судьями или судьями Конституционного Суда Украины коррупционных и связанных с коррупцией правонарушений. Также закон устанавливает особенности проведения полных проверок деклараций и мониторинга образа жизни в отношении судей, судей Конституционного Суда Украины.

В частности, НАПК будет лишено права вносить предписания руководителям соответствующих органов, в случае выявления нарушения требований относительно этического поведения, предотвращения и урегулирования конфликта интересов в деятельности судей, судей Конституционного Суда Украины. О выявлении таких нарушений Национальное агентство должно информировать соответственно Высший совет правосудия или Конституционный Суд Украины. Высший совет правосудия, КСУ согласно предоставленным законом полномочиям будет решать вопрос о привлечении судьи, судьи Конституционного Суда Украины к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Также предписание Национального агентства не вносится по вопросам, которые непосредственно касаются осуществления судьей правосудия, а также осуществления судьей Конституционного Суда Украины конституционного производства.

В случае выявления признаков административного правонарушения, связанного с коррупцией, совершенного судьей, судьей Конституционного Суда Украины, протокол о таком правонарушении составляет председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его в суд в установленном законом порядке, а также информирует об этом, соответственно, Высший совет правосудия или председателя Конституционного Суда Украины.

В случае выявления признаков другого коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, совершенного судьей, судьей Конституционного Суда Украины, обоснованное заключение утверждает председатель Национального агентства или его заместитель и направляет его другим специально уполномоченным субъектам в сфере противодействия коррупции, а также информирует о факте утверждения такого заключения соответственно Высший совет правосудия или председателя Конституционного Суда Украины.

Как отмечают авторы законодательной инициативы, предложенный институциональный механизм по контролю за соблюдением судьями антикоррупционного законодательства соответствует практике стран-членов GRECO, хотя единая универсальная модель в этой сфере отсутствует.

Также предложенный механизм контроля и проверки деклараций судей укладывается в практику и рекомендации различных органов и институтов ЕС и Совета Европы.

Как сообщалось, КСУ 27 ​​октября признал неконституционной статью 366-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за недостоверное декларирование. Также КС признал неконституционными полномочия НАПК по проверке деклараций чиновников, мониторингу образа жизни субъектов декларирования, установлению своевременности представления деклараций, положение об открытом доступе к декларациям в Едином государственном реестре.




  
  

  
  

  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать