Как уходят Великие
Борис ГУДЗЯК: Следующему главе Церкви будет сложно, если мы будем надеяться только на негоВчера в пресс-центре Украинского дома Блаженнейший Любомир (Гузар) на встрече с журналистами заявил, что уходит с должности главы Украинской греко-католической церкви. А накануне по телефону «Дню» он сказал, что его отставка связана с состоянием здоровья. Пусть на его место придет тот, у кого больше сил. После своего ухода из руководства УГКЦ Блаженнейший Любомир совершенно не намерен оставлять церковную и общественную жизнь. Уже в этом месяце у него запланирована встреча со студентами Киево-Могилянской академии. А также начнется работа над второй аудиотрилогией под названием «Суспільство». «Я уверен, — заявил он, — что без меня ничего не развалится. В конце концов, то, что уже есть, не является моей заслугой. Этот труд начал Шептицкий, а мы его только продолжаем. Шептицкому не было легко. Слепому не было легко. Любачивскому и мне тоже. А значит и тому, кто придет после меня, легко не будет. Но это не трагедия. Нам есть на что опираться. У нас мощная основа. Поэтому смене руководства не стоит придавать так много значения».
И все же, когда Великие отходят от дел, это сразу чувствуется. Практически во всех сферах. Так на молодых ложится двойная, а то и тройная работа на участках, где раньше действовали Великие.
Кто станет преемником Любомира Гузара, в ближайшее время решит Синод епископов. Об этом и многом другом «День» беседует с ректором Украинского католического университета Борисом ГУДЗЯКОМ.
— Отец Борис, Блаженнейший Любомир решил покинуть должность главы УГКЦ. Прихожан этой Церкви, да и просто украинцев, интересует, какой она будет, когда ею не будет руководить Любомир Гузар?
— Об этом не стоит сейчас еще говорить. Об этом нужно спрашивать пророков, а я историк (Смеется. — Авт.). Думаю, прежде всего, важно не бояться. Это — одна из заповедей Христа, слова, которые Господь говорил после своего воскресения: «Не бойтесь! Мир вам!» Это — слова, которыми начинал свой понтификат Иван Павел II, беатификацию которого мы ожидаем 1 мая.
Если мы мирно будем вытеснять страх, не сосредоточиваться на угрозах, а смотреть на дар жизни как на счастье духовного призвания и на преимущества, которые каждый из нас имеет, то плоды труда Блаженнейшего Любомира будут только развиваться.
— Что для Украины принесли эти десять лет патриаршества Блаженнейшего Любомира?
— Во время аномалий, тектонических смещений нашего политического, экономического и социального ландшафтов Кардинал Любомир приносил глубокую стабильность, которая не обеспечивалась ни силой, ни каким-то репрессивным законодательством, а той стабильностью, которая исходит из согласованной души, в которой более-менее все на своем месте. Блаженнейший как архиерей был всегда архинормальным. А если так подумать спокойно, мы все хотим нормальности. Чтобы наши отношения были нормальными, а не напряженными. Чтобы в наших отношениях была красота, благородство, легкость и юмор, чтобы ценности наши были упорядочены, приоритеты были здоровы.
Патриарх не был автором многотомных изданий, ловким администратором или финансистом, который обеспечивал бы прежде всего материальное состояние Церкви. Он был разумным, рассудительным и проницательным душпастырем. И паства, которую передает своим последователям, согласована, она определена хорошей атмосферой в монашеских сообществах, которые за последние десять лет между собой нашли общий язык.
Этой паствой руководит Синод епископов, которые тоже имеют хорошие, дружеские, конструктивные отношения. В нашей жизни, когда нет конфликта и войны, когда не летят пули и острые слова, это очень много значит. Мы считаем, что это нормально, но эта «нормальность» для многих является на реальном опыте чем-то особенным. И именно эту особенность в нормальности предложил народу Любомир Гузар.
Таким главой церкви могла бы гордиться любая церковь любого народа.
— Преемнику Блаженнейшего Папа Римский также должен присвоить звание кардинала?
— Это не является обязательным. Кардинальское достоинство не обязательно должно быть связано с руководством УГКЦ. Любомир Гузар, его предшественник Мирослав Любачивский и Иосиф Слепой были кардиналами, а, например, митрополит Андрей Шептицкий не был.
— Любомир Гузар отстаивал и отстаивает идею Единой поместной церкви в Украине. Однако этот вопрос в ближайшем будущем кажется совсем нереальным. А может быть, пусть все остается так, как есть, поскольку все это не имеет должного понимания среди других конфессий?
— Христианство и духовная жизнь в целом никогда не может оставаться на своем месте. Потому что наступит паралич, духовная смерть. Мы имеем четкую и недвусмысленную заповедь Христа относительно того, что его последователи призваны быть единым целым перед ним. В последнем своем обращении к ученикам-апостолам, которое записано в нескольких разделах Евангелие от Ивана, Иисус из последних своих сил призывает последователей к единству. Если отклоняем этот призыв, то не понимаем основу основ проповеди Спасителя.
Видите, единство между людьми — это предпосылка нашего единства с Богом. Тот же апостол Иван в своем послании говорит: «Тот, кто любит Бога, а не любит людей, является «неправдомовцем».
Мы не можем удовлетворяться порочными межконфессиональными отношениями, если действительно живем аутентичной духовной жизнью. Но каким образом, какими методами идти к цели объединения христиан и всех людей — не так просто определить. Думаю, такое задание не под силу людям, оно невозможно без Божьей благодати и нашей открытости к Господнему подходу в этом вопросе.
— Можете ли уже определить, с какими проблемами столкнется новый патриарх, учитывая сегодняшнюю власть, отнють не благосклонную к любой конфессии, кроме Московского патриархата?
— Думаю, один из наибольших вызовов для Церкви, ее лидеров — поиск языка для постмодерного секуляризованного общества (общества, которое в известной степени отошло от религии. — Ред.), в котором традиционные ценности, например, ценность семьи, далеко не очевидны для значительного процента населения.
Мир за последние 50 лет изменился больше, чем за предыдущие пятьсот, и темпы изменений в разных сферах опережают разную возможность адаптироваться. Это ни в коем случае не фаталистская оценка ситуации и не высказывание отчаяния. Напротив. На мой взгляд, наше понимание христианского идеала через гонения и свидетельства мучеников в то же время очистилось и получило новый пример.
Мне кажется, что будущее УГКЦ тесно связано с ее недавним прошлым, с опытом исповедников веры и мучеников, которые сумели, будучи фактически бессильными, побороть советскую систему. Советская система канет в лету, а свидетельство о ней поднимется на пьедестал. Почему? Потому что оно правдиво, животворно. Уметь черпать из этого источника и находить ту чашу, которую украинец XXI века возьмет в свои руки и сумеет выпить до дна — это один большой вызов.
Второй вызов, над которым интенсивно работал Блаженнейший Любомир, и к которому призван каждый архиерей, особенно верховный архиерей Папа Римский, — это сохранение единства. Единства епархий в Украине, экзархатов и душпастырских станиц, которые находятся в десятках стран на пяти континентах. Но опыт показывает, что Господь близок к тем, кто не отворачивается от вызовов истории. И мы можем быть уверены, что так и будет в будущем.
Третий вызов — это традиционное беспокойство глав УГКЦ, со времен митрополита Андрея Шептицкого, о единстве церквей. Этому вопросу отдавал свои силы и патриарх Любомир.
— То есть сегодняшняя власть и ее действия вас абсолютно не пугают?
— Наша Церковь пережила Сталина. А сейчас нет сталинизма, и мы не должны преувеличивать и паниковать, пугать друг друга. В любом случае я не призываю к безразличию или пассивности. Наоборот — нужно чувствовать, внимательно слушать, смело выступать и говорить, работать. Нужно, чтобы каждый человек брал на себя ответственность.
Следующему главе церкви будет сложно, если мы будем надеяться, что он будет работать за нас. И наоборот — если каждый из нас дорастет до своего призвания, своей личной ответственности, мы увидим, что таким образом породим великого Патриарха правдивой, аутентичной, зрелой Церкви.
Выпуск газеты №:
№24, (2011)Section
Панорама «Дня»