Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О кризисе восточного христианства

Александр САГАН: «Влияние русской церкви на украинское общество усиливает безразличие к православию»
08 февраля, 19:48
АЛЕКСАНДР САГАН

«Патриарх Кирилл, поддерживая действия российской власти на территории СНГ, выступил с инициативой создания на территории бывшей российской империи общей цивилизации — «Русского Мира». Ключевое значение для успешного воплощения этой концепции имеет Украина. По словам патриарха, Киев «первый сумел объединить русские земли, объединить разъединенные племена, внедрить христианство на Руси». «Украина должна продолжать эти традиции», — считает патриарх Кирилл. Русская Церковь уже очень долго пытается подчинить все православные церкви в Украине...», — говорится в материале Бартоломея Ченшчика на польском неправительственном Портале Иностранных Дел (PSZ.PL).

Кстати, украинский Президент Виктор Янукович недавно получил награду от патриарха Московского и всея Руси Кирилла и стал первым украинцем — лауреатом премии имени Патриарха Алексия II «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». В денежном эквиваленте — это 50 тысяч долларов.

О проблемах взаимодействия власти и церкви, влиянии РПЦ на украинские церкви, а также о состоянии православия в целом беседуем с доктором философских наук, профессором Александром САГАНОМ.

«ЦЕРКОВЬ ОТ ДАВЛЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ЛИШЬ СИЛЬНЕЕ»

— Александр Назарович, зная о разъединенном украинском православии и постоянных жалобах от УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ на притеснения со стороны власти и УПЦ МП, что означает награда за «единство православных народов»?

— Это надо спросить у представителей Московского патриархата. Думаю, таким образом РПЦ положительно оценила вклад Януковича и его команды в объединение двух православных народов — русского и украинского. Что касается денег, кажется, Президент направил их в детские дома.

— А как же быть с миллионами украинцев, которые ходят в церкви УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ?

— Само понятие «православный народ» очень уязвимо. Если 52% от общего количества религиозных организаций в Украине — это православные организации, то можно ли говорить о «православном народе»? Или, если премия дается за единство, то в чем суть объединения? Каковы его качественные показатели? Эти вопросы остаются открытыми.

— Епископ Евстратий (Зоря) УПЦ КП считает, что премию правильнее было бы назвать «за укрепление единства православных народов с Московским патриархатом». Как вы считаете?

— Возможно, и так, так как награду дал Московский патриархат. А это означает, что оценивается вклад, сделанный именно для РПЦ.

— Кстати, с инициативой вручить эту премию выступила член КПУ Екатерина Самойлик.

— Самойлик уже давно пытается заниматься проблемами православия. Лет пять-шесть назад я даже выступал с критикой ее подходов к трактовке этой проблематики. Мы знаем, что Компартия совершила акт символического покаяния перед церковью за свои преступления перед верующими (будто этот акт каким-то образом может оправдать коммунистов за тысячи расстрелянных священников, уничтоженных церквей, осиротевших детей!). Поэтому сегодня выражение «православный коммунист», которое в советское время воспринималось как анекдот, стало реальностью. Но как тогда нам понимать коммунистическое учение, которые имело атеистические основы? Значит, все, что было написано классиками марксизма, подвергнуто ревизии? Ведь все знают, что коммунистическая доктрина базировалась на антирелигиозных началах. Сегодня же мы имеем объединение двух идеологий, которые несовместимы по определению. Это называется политическая конъюнктура. Тем больше, что московское православие очень часто предстает как идеологическая основа для политической деятельности, в том числе и коммунистов.

— Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет заявил, что конечная цель Москвы — это уничтожение Киевского патриархата, сведение его до уровня маргинальной, невлиятельной структуры. Что вы думаете по этому поводу?

— Я не видел московских документов, которые бы об этом свидетельствовали, но существуют общеизвестные факты, которые подтверждают заявления патриарха Филарета. Это рейдерские захваты храмов — в восточной, центральной Украине, вызовы священников на «идеологические» беседы во властные кабинеты и т.п. Хотя организаторы давления на УПЦ КП не знают истории. Все мы помним, что во времена Кучмы тоже были попытки через давление каким-то образом остановить развитие УПЦ КП. В конце концов, это привело к противоположному результату. Так как, как правило, из церкви, которая находится под давлением, идут авантюристы, «заробитчане», а остаются духовные проповедники, лидеры, которые значительно увеличивают количество прихожан. Церковь от давления становится лишь сильнее. Решение вопросов силовыми методами вызывает у верующих обратный эффект. Ведь в религии не всегда срабатывают политические законы, так как религия — это намного более сложное явление, чем об этом думают отдельные политики. Из-за повышения налогов предприниматели выходят на Майдан, а верующие за свои религиозные убеждения во все времена отдавали свою жизнь.

«МОСКОВСКИЕ КЛИРИКИ УПЦ МП УСИЛИВАЮТ СВОЕ ВЛИЯНИЕ В УКРАИНЕ»

— Виктор Янукович, конечно, как верующий имеет право ходить в любую церковь, но как Президент должен одинаково и с уважением относиться ко всем церквям. Тем не менее, мы видим, что у власти есть привилегированная церковь — это УПЦ МП. Почему?

— Окружение Президента в свое время объяснило, что он является прихожанином одной церкви, поэтому будет поддерживать отношения именно с УПЦ МП. Однако следует напомнить, что в Украине традиционно сложилась другая ситуация отношений между первыми лицами государства и церквями. Все три предыдущих президента, несмотря на то, что они тоже были прихожанами какой-то одной церкви, встречались с лидерами других церквей. Кроме этого, встречались со Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций (ВСЦИРО), который объединяет около 95% религиозных организаций Украины. Есть также и другие межцерковные объединения. За год президентства Виктора Януковича какого-то взаимодействия руководства государства с церквями, кроме УПЦ МП, не было. Это наталкивает на мысль, что это осмысленная позиция — какая-то церковь находится в фаворе, претендует на отдельный статус, а все остальные рискуют стать второстепенными. Однако Конституция и законы говорят о другом...

Такая религиозная политика ничего хорошего власти не принесет. Но самое главное — на эту ситуацию должна была бы среагировать сама УПЦ МП, которая должна понять, что такая близость к власти может возложить ответственность за ошибки последней и на церковь. Так как предвидеть объективные и субъективные условия развития страны очень сложно. Например, сегодня мы видим, как поднимаются тарифы на коммунальные услуги, растут цены, увеличиваются инфляционные процессы, а зарплаты и пенсии за всем этим не поспевают. Поэтому вполне возможно, что часть ответственности верующие будут возлагать и на УПЦ МП.

— Как ни странно, но в годы президентства Виктора Ющенко, которого в Москве, мягко говоря, не очень любили, отношение Московской патриархии к УПЦ было другим. Сегодня же, когда украинско-российские отношения стали более чем дружескими, давление на УПЦ, наоборот, увеличилось. Как вы думаете, почему?

— С 1990-го по 2008 год Московский патриарх вообще не приезжал в Украину. Это был один из факторов формирования так называемой широкой автономии, которая начала реализовываться на практике. Но в 2009 году УПЦ МП получила нового патриарха и его четыре визита в Украину. Визиты вроде бы пастырские, но они являются определенной формой контроля за тем, что происходит в Украине. Это накладывает отпечаток на положение украинской церкви. Все мы слышали полушутливое заявление о перенесении центра Московского патриархата в Киев. Оно тоже заставляет задуматься, ведь в каждой шутке есть доля шутки. Это проявление определенных процессов, которые видятся из Москвы. Следующими составляющими давления являются изменения, внесенные 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором РПЦ в Устав церкви — они тоже готовят почву для дальнейшего «канонического» сужения прав широкой автономии УПЦ МП.

Сегодня в Украине усиливается влияние тех людей, которые открыто выступали и выступают против широкой автономии УПЦ, которые проводили и проводят антиукраинскую, шовинистическую политику в отношении украинской истории, культуры, языка. Они начинают определять политику УПЦ МП в Украине. Мы знаем их настрой, и это чрезвычайно беспокоит. Более того, эти люди заявляют, что они являются клириками именно Московской патриархии. Кстати, было время, когда они упрекали даже журналистов за то, что их называли УПЦ МП. Так как УПЦ — это юридическое название, а приставка МП неправильная. Они говорили, что ее не надо использовать. Сегодня же на это уже никто не обижается, более того, даже специально подчеркивают — МП. Делается это для того, чтобы четко привязать украинскую церковь к Московской патриархии.

— Какова их цель?

— Я думаю, ограничение широкой автономии и автономии вообще. Хотя, вы же понимаете, что это условный статус. Канонически он нигде не закреплен — УПЦ МП не имеет томоса, где бы отмечалось, что эта церковь автономная, она не внесена в диптих автономных церквей и мировым православием воспринимается лишь как часть Московской патриархии. Но все равно есть попытки ликвидировать даже это состояние и свести его к экзархату Московской патриархии в Украине. Эти желания, насколько я вижу и отслеживаю ситуацию, не скрываются многими из тех деятелей и клириков, которые на своих сайтах позволяют оскорблять украинский язык, культуру. Они вообще считают независимость Украины ошибкой.

— Как противостоять этому?

— Если бы каждый из нас, я уже не говорю о чиновниках, на своем месте выполнял свою работу, зная, что он патриот, гражданин и ответственен за будущее своей страны, думаю, этого бы было достаточно. Сегодня срабатывает вечная проблема украинской мимикрии. Очень многие люди начинают приспосабливаться под ситуацию, в лучшем случае, молчать.

«ИНИЦИАТИВА ОБЪЕДИНЕНИЯ УКРАИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ «СНИЗУ»

— В данном случае, какие выходы вы видите в решении проблемы единства украинского православия?

— Пока не будет общенародного понимания жизненной необходимости объединения (без этого независимость государства Украина остается под угрозой), ни одна политическая сила или церковь этого не сделает. Мы знаем, что предыдущий Президент пытался говорить о Поместной церкви, но никаких сдвигов на этом пути не произошло, так как посыл был в своей основе ошибочным — объединение виделось как инициатива «сверху». «Засеяли» десятки орденов и медалей клирикам (в том числе и откровенным украинофобам), пригласили заграничных патриархов, требовали от кого-то каких-то обязательств, обещаний и т.д. Вложили в это немалые средства. Но верующие — москвофилы и украинофилы — так и не поняли, почему они должны были объединяться со своими идеологическими противниками (а именно так ныне в большинстве случаев идет раздел между УПЦ МП и УПЦ КП). Инициатива должна быть «снизу». А для этого нужны художественные и документальные фильмы, статьи, дискуссии специалистов (а не политиканов) на телевидении и т.д. Украинцы должны понять и пропустить сквозь свое сердце идею, что без Поместной церкви сильное Украинское государство невозможно.

— Кажется, проблем достаточно и «сверху», и «снизу»...

— За более чем 300 лет присутствия в Украине Московской патриархии она воспитала достаточно много украинцев, которые не видят себя вне РПЦ. Кроме того, в Украине живут почти 8 млн. этнических русских, которые часто не знают и не воспринимают украинского языка, особенно в богослужениях. Поэтому проблема разделения православия в Украине — это на самом деле не проблема «каноничности» УПЦ КП или УАПЦ. Это — противостояние идеологий. Если человек не хочет жить в независимом украинском государстве, он никогда не будет ходить в УПЦ КП или УАПЦ. Другое дело, что где-то 60—70% людей, которые ходят в УПЦ МП — это украиноментальные и, в большинстве, украиноязычные люди, которые, как показывают социологические исследования, симпатизируют идее Поместной церкви. В западных и центральных областях Украины они даже ставят вопрос вести богослужение на украинском. А потому очень важно, чтобы украинцы знали правдивую историю (а не лживые московско-советские вариации) православия в Украине. Они должны избавиться от навязанного стереотипа второсортности или неконкурентности.

Понятно, что Московская патриархия имеет собственные планы в отношении Украины, пытается максимально увеличить свое присутствие в Украине на всех уровнях, навязать москвофильские убеждения, русский язык, культуру и т.д. (свой «Русский Мир»). И она имеет для этого значительные возможности хотя бы потому, что церковь по определению является мощным воспитательным учреждением. Таким образом, в Украине сегодня происходит параллельное воспитательное влияние на школьников и студентов (с помощью Министерства образования, которое взяло курс на русификацию, закрытие украиноязычных школ и «написание общих с россиянами учебников») и на верующих (с помощью воскресных школ и проповедей, где чаще всего рассказываются российские страхи и мифы на тему украинской истории — ведь история Украины и украинского православия очень тесно переплетаются). Если это не остановить — через поколение-два Украины как государства не будет. А остановить такое положение вещей может лишь Поместная Украинская православная церковь...

«РАЗРЕШЕНИЕ РПЦ БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ НА ВЫБОРАХ СВЯЩЕННИКАМ ПРИНЕСЕТ БОЛЬШЕ ВРЕДА, ЧЕМ ПОЛЬЗЫ»

— Сейчас Русская православная церковь обсуждает возможность разрешения иерархам и священнослужителям выдвигать кандидатуры на выборах в любые органы представительной власти. Как вы думаете, зачем это нужно Русской ПЦ? Как в Украине решаются эти вопросы?

— Не может быть прямого запрета принимать участие в выборах, так как это антиконституционно. В России, как и в Украине, есть рекомендации патриархии воздерживаться от этого. Но, согласно действующему законодательству, каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. А режим сдерживания клириков от участия в выборах возник, думаю, от негативного для церкви опыта участия «во власти». В конце прошлого века клирики заседали в советах, принимали участие в политике, но все это авторитета церкви не прибавило. Участие в политических процессах возлагало значительную ответственность за их последствия, втягивало клириков в политические скандалы и т.д. Если русская церковь все-таки решит рекомендовать своим священникам массово баллотироваться на выборах, думаю, что это ей принесет больше вреда, чем пользы.

В Украине тоже есть рекомендации руководителей УГКЦ, УПЦ МП, УПЦ КП и других церквей своим клирикам воздерживаться от участия в политике. Однако даже на последних выборах десятки священников баллотировались в советы разных уровней. Причем и православные, и протестанты, и греко-католики. Это объективный процесс, и каждый человек сам решает — вмешиваться ему в политику или не вмешиваться. Привлекают клириков в политике прежде всего кажущиеся «новые возможности». Например, лоббирование выделения земли под строительство церкви или же блокирование аналогичных заявок конкурентов (есть регионы, где общины 10—15 лет не могут получить землю для строительства храма). Важно также влияние на распределение бюджетных средств, переформатирование культурологических процессов, завязывание властных контактов и т.д. Затем за три-четыре года священник (душпастырь) становится «крутым попом» на джипе, далеким от проблем своей общины и церкви в целом. Выиграет ли в конечном счете от таких «новых возможностей» церковь — ведь она часто теряет не только кадрового клирика, но и приход?

— С точки зрения религиозной морали и церковной этики, возможно ли вообще участие священников, духовенства в политике?

— Скажем так: это не запрещено. В Византии церковные и государственные законы имели одинаковую силу. А в чем здесь может быть опасность для религиозной морали? В том, что человек будет участвовать в работе депутатского корпуса?

— Сама по себе политика во многом аморальна.

— Тогда, по этой логике, все, кто участвует в политике, аморальны, потеряны для церкви?

— Нет, церковь говорит, что все кто грешит, может прийти к Богу и покаяться. Политики в том числе.

— Это типичная позиция большинства украинцев, которые считают своих политиков аморальными. Возможно, это также один из факторов появления рекомендаций руководителей церквей о неучастии клира в выборах.

— Не все люди так считают, к тому же, не все политики аморальны. Конечно, хочется, чтобы в политике было больше человечности, но современная украинская действительность не дает поводов для оптимизма.

— Нигде не было так, чтобы сформировалась страна — и сразу появились высоконравственные политики. Каждое государство имело свои проблемы роста. И образцовая для многих американская политика имела разные, не всегда привлекательные, этапы развития. Да, деньги всегда портят людей. Но с развитием и воспитанием политики постепенно понимают, что деньги не могут заменить здоровья, дружеских отношений, любовь, семью и т.д. Церковь здесь может оказать неоценимую услугу обществу, влияя на мораль и процесс воспитания наших политиков. Но сделать это можно лишь через личный пример, а не в системе властной вертикали. Приняв правила игры политиков, епископы сами становятся политиками — «искусство возможного» убивает душпастыря и порождает постоянные компромиссы с совестью.

Когда-то я общался с одним из общественных деятелей из Донецка, который собирал деньги для лечения больных туберкулезом. На мое удивление, что богатые люди дают на это деньги, он ответил: «Очень просто. Я им говорю, что можно купить все, кроме здоровья. Уже завтра этот больной человек пройдет рядом с вами по улице, и вы потратите на свое лечение значительно больше, чем я прошу. Поэтому лучше дать этим людям возможность лечиться и тем самым обезопасить себя, своих детей, родных от болезни». Понимание тесной взаимозависимости людей, экономической выгодности быть честным и высоконравственным приходит со временем. А потому я верю, что и украинская политика со временем станет более человечной, патриотичной. Или же она исчезнет как украинская.

— В украинской Конституции написано, что церковь отделена от государства. Почему клирики идут во власть?

— Здесь очень тонкая грань. Церковь как учреждение отделена от государства, но не верующие. Каждый клирик или верующий является гражданином Украины, а потому должны обеспечиваться их гражданские права избирать и быть избранным. Другое дело, что епископы или священники часто активно спекулируют своим социальным статусом, образно говоря — забывают снимать рясу, идя на выборы...

«ВЕРУЮЩИЕ ОЖИДАЮТ ОТ СВЯЩЕННИКОВ ЖИВОГО РАЗГОВОРА О ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ...»

— Все мы помним, когда во время одного из приездов в Украину Патриарха Кирилла в объектив фотографа попали часы Вreguet руководителя РПЦ за 30 тыс. евро. Кстати, в Киеве уже началось строительство Свято-Воскресенского кафедрального собора УПЦ МП. Он станет самым высоким православным храмом в Европе — высотой 120 м. Это огромный комплекс на 22 тысячи кв. м., в котором, кроме собора на пять тысяч прихожан, проектировщики заявили резиденцию митрополита, многочисленные офисы, гимназию, духовно-просветительский центр, отель для паломников, телестудию, конференц-зал на тысячу человек, спорткомплекс и подземный паркинг на 126 мест. Что это — кризис православия?

— Надо задать себе вопрос: а заполнены ли в Киеве те храмы, которые уже построены? К сожалению, у нас строительство церквей превратилось в прибыльный бизнес. С другой стороны, очень часто православные обижаются, что протестанты «захватили» радио, телевидение. А кто мешает православным делать то же? Как по мне, выстроить можно и обычный, а не самый высокий в Европе храм, а высвобожденные средства направить на миссионерскую деятельность, подготовку передач на радио, телевидении, качественное улучшение канала «Глас», который сегодня больше культурологический, чем религиозный. Верующие ожидают от священников не менторских поучений, а живого разговора о жизненных ситуациях, самообразовании, первых шагах в церкви и т.д.

Отсутствие такой работы наших священников привело к тому, что Украина сегодня стала наибольшим «полигоном» для деятельности миссионеров со всего мира. Мы имеем уже более 100 религиозных направлений, и их количество будет только увеличиваться. Например, Сандей Аделаджа приехал из Африки, где христианство появилось на сотни лет позднее, чем в Украине. А он рассказывает украинцам о христианстве. Этот абсурд говорит о том, что украинские церкви не имеют сильной богословской и миссионерской школы. Люди приходят к таким, как Аделаджа, поскольку им негде услышать подобное. Православные церкви имеют 22—40 воскресных школ на 100 приходов. А вот, например, каждая харизматическая община имеет одну или две воскресные группы. Поэтому чего удивляться, что за последние 10 лет количество харизматических церквей возросло вдвое.

В царские времена всех чиновников силой заставляли быть православными, а у детей священников был фактически один путь — в семинарию. Это привело к увеличению количества атеистов и, в конце концов, к большевистскому перевороту 1917 года. Сегодня православие снова наступает на те же самые грабли, пытаясь получить преференции от государства, идя во власть. Для церкви это, в очередной раз, может иметь катастрофические последствия.

— Задача церкви высвобождать души, а она хочет править, быть, условно говоря, «начальником».

— Надо исходить из того, каковы тенденции роста количества верующих. А для этого надо в субботу или воскресенье зайти в разные церкви и посмотреть, сколько там молодежи, насколько вообще заполнены залы. Тогда вы поймете, какова тенденция развития религиозной ситуации в Украине. У нас сегодня есть области, где гордятся тем, что они православные, хотя, на самом деле, они уже давно протестантские. Например — Донецкая. Так как в среде обрусевших украинцев, оторванных от своей национальной традиции, очень хорошо воспринимаются миссионерские протестантские потуги. С другой стороны, это свидетельствует и о том, что люди не получают ответа на свои вопросы в православных храмах.

— Чем это угрожает православию?

— Объективный процесс показывает, что если тенденция не уменьшится, то буквально через одно поколение (15—20 лет) православная церковь будет далеко не крупнейшей в Украине.

— В России такая же угрожающая ситуация?

— В России эти тенденции существуют давно. Известная московская исследовательница религиозных процессов Екатерина Элбакян пишет, что сегодня в России православная церковь является одним из самых распиареных учреждений в государстве. Она максимально интегрируется во власть. Патриарх имеет государственную охрану, ездит на государственных автомобилях. Патриархия уже предъявляет свои требования относительно того, как в повседневной жизни должны одеваться верующие. Церковь — правдами или неправдами — присутствует в светском образовательном процессе. Но что в результате? За последние пять-шесть лет количество верующих, которые приходят на Рождество в храмы, уменьшилось вдвое...

В Киеве сейчас несколько лучше ситуация. Но надолго ли? Влияние русской церкви на украинское общество усиливает равнодушие к православию. Один лишь красноречивый факт — на встрече с Папой Римским в «православном» Киеве было в десятки раз больше людей, чем встречающих Патриарха Московского. А прошлогодний конфуз с несколькими тысячами встречающих патриарха в «суперправославной» миллионной Одессе? Это так называемое голосование ногами очень красноречиво дает ответ и на вопрос об отдаленных перспективах русского православия в целом и в Украине в частности.

ЦИТАТЫ «Дня»

Святейший ФИЛАРЕТ (в миру — Михаил ДЕНИСЕНКО), Патриарх Киевский и всея Руси-Украины:

«Несмотря на обращение, со Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций Президент в течение 2010 года так и не встретился. Поэтому можно сказать, что, кроме Московского патриархата, полноценного диалога власти с конфессиями нет. Убежден, что так неправильно, и государство рано или поздно это поймет, потому что в Украине Московский патриархат является большой, но не доминирующей конфессией, большая часть общества и верующих в совокупности к нему не принадлежит. И власть не сможет это игнорировать, поэтому диалог все же начнется... Да, власть пока еще молчит. Но мы видим реакцию общества — есть заявления в нашу защиту и от политических партий, и от городских советов, и от других. И в целом видно по реакции в СМИ, что общество преимущественно на нашей стороне. А если общество за нас — власть не может это игнорировать. Благодаря интернету о наших проблемах знают и за границей. Нам звонят по телефону верующие из диаспоры и выражают свою обеспокоенность, говорят, что они тоже действуют, чтобы нам помочь», — из интервью газеты «Экспресс».

Блаженнейший Любомир ГУЗАР, Верховный архиепископ Киево-Галицкий, кардинал, глава Украинской греко-католической церкви:

«У нас были и есть при власти люди, которые смотрели и смотрят довольно узко. Недавно Лина Костенко написала книгу «Записки українського самашедшого» и поехала представлять ее по городам Украины. Знаете, очень жаль, что она не делала этого 20 лет назад. Вот такие люди, как Лина Костенко, нам нужны, такие, у которых есть виденье. Не узколобые политики, потому что они имеют лишь интересы. Нам нужны государственные мужи большого формата... С конца XVIII века — с уничтожения Сечи, с уничтожения Киевской лавры — мы порабощены. Все, кто нас оккупировал, уничтожали мозг нашей нации, поэтому я говорю, что наше возвращение сегодня не нужно считать очень медленным, нет-нет. Ведь у нас же нет элиты, ее уничтожили, начиная от так называемых кулаков... Опять вернусь к Лине Костенко. Вот пример элиты, настоящей духовной элиты», — сообщение УНИАН.

Блаженнейший ВЛАДИМИР (в миру — Виктор САБОДАН), Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата:

«Главной болью нашего сердца и неуврачеванной раной на теле всей Христовой церкви продолжает оставаться раскол в украинском православии. Сохранено единство Русской православной церкви в годы политической нестабильности. За годы служения на кафедре Киевских митрополитов нами хранится внутреннее единство Украинской православной церкви и существенно приумножено количество ее приходов и монастырей. Но, увы, нам пока не удалось достичь сколько-нибудь значительных успехов в деле восстановления церковных разделений, возникших в бурные 90-е годы ХХ столетия. К сожалению, и сегодня около пяти тысяч приходов (а это сотни тысяч, если не миллионы, наших братьев и сестер) пребывают вне спасительного лона канонического православия в составе неканонических структур: так называемой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). В минувшем 2010 году наметилась отрадная тенденция к возврату в лоно Украинской православной церкви отдельных приходов и служителей, но это не может решить проблему расколов в целом», — сообщает пресс-служба УПЦ МП.

Святейший КИРИЛЛ (в миру — Владимир ГУНДЯЕВ), Патриарх Московский и всея Руси:

«Особенно плодотворным взаимодействие церкви с Украинским государством стало после прихода на высший государственный пост Президента В.Ф. Януковича. С ним и у меня, и у Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира сложились добрые отношения. Такие же взаимоотношения сложились с руководством государственных областных администраций у большинства епархий Украинской православной церкви. С большинством министерств и ведомств Украины Блаженнейшим митрополитом Владимиром подписаны меморандумы о сотрудничестве, в рамках этих договоренностей ведется соответствующая работа», — сообщает пресс-служба УПЦ МП.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать