Перейти к основному содержанию

Убийцы языка

«Законопроект Ефремова—Симоненко—Гриневецкого» честнее было бы назвать «О русификации Украины»
27 сентября, 20:09
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

От редакции: 24 сентября с.г. ученый совет Национального университета «Киево-Могилянская Академия» приняла решение, которым поддержала экспертный вывод относительно неконституционности и необходимости снятия с рассмотрения в Верховной Раде проекта Закона Украины «О языках в Украине», внесенного в ВР народными депутатами Александром Ефремовым, Петром Симоненко и Сергеем Гриневецким. Решение ученого совета и вывод экспертов — доктора юридических наук, Чрезвычайного и Полномочного Посла Владимира Василенко и доктора филологических наук, народного депутата І созыва Владимира Панченко — направлено Президенту Украины и Председателю Верховной Рады Украины.

Предлагаем вниманию читателей статью Владимира Панченко, в которой он аргументирует оценку законопроекта, как противоречащего Конституции Украины.

Идеология законопроекта «О языках в Украине», внесенного 7 сентября с.г. на рассмотрение Верховной Рады народными депутатами Александром Ефремовым, Петром Симоненко, Сергеем Гриневецким, полностью очевидна: он призван фактически уравнять русский язык в правах с государственным. Но так, чтобы украинский язык формально — лишь формально! — сохранил свой статус государственного. Авторов законопроекта вдохновлял принятый еще в 2003 г. Закон Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», а также, конечно, политические обещания Партии регионов.

Что из этого вышло?

Анализ законопроекта не оставляет сомнений, что он вступает в противоречие с действующей Конституцией Украины и решением Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 года №10-рп/99 по делу об официальном толковании положений ст. 10 Конституции Украины. Кроме того, в нем произвольно, с привкусом политической конъюнктуры толкуется и сама Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, которая, вроде бы, должна была бы предоставить авторам законопроекта желаемые для них аргументы.

Первое, на что следует обратить внимание: законопроект Ефремова — Симоненко — Гриневецкого изменяет статус языков в Украине, он кардинально ревизует государственную языковую политику в Украине. Выписанная, скорее, в публицистическом, чем в юридическом ключе статья 7 определяет, что «важным достижением Украинского народа» является «украинско-русская двуязычность»; здесь же можно прочитать «оду» русскому языку, владение которым (вроде бы!) «обеспечивает гражданам Украины широкий доступ к достижениям мировой науки и культуры». Хотя, в действительности, статистика отрицает патетику авторов: Максим Стриха на страницах «Дня» уже приводил данные о том, что «свыше 98 % научно-технической информации в мире сегодня появляется на английском языке; остальные неполные 2% — это преимущественно китайские и японские тексты; на русские приходится менее 0,1%».

В статье 4 проекта закона идет речь о том, что в нем определяется лишь «порядок применения языков в Украине», однако в действительности, официальное закрепление «украинско-русской двуязычности» — это вмешательство в сферу государственной языковой политики, то есть, в ту сферу, в которой правовая регуляция осуществляется исключительно Основным Законом. Напомню: согласно решению Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 г. «понятие государственного языка является составляющей более широкого по содержанию и объему понятия «конституционный строй».

 

Окончание на стр.ПОДРОБНОСТИ
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать