Сказочное «хулиганство»
Впервые за всю историю Национальной оперы Украины зрители услышат знаменитую оперу Россини «Золушка»24 и 27 июня с музыкальным шедевром Джоаккино Россини познакомятся киевляне и гости нашей столицы. Ставит оперу-буфф режиссер Итало Нунциата.
Меломаны запомнили его имя по предыдущим работам на киевской сцене: «Манон Леско» Пуччини, вердиевские «Макбет» и «Бал-маскарад», а также прошлогодняя новинка — комическая опера «Любовный напиток» Доницетти. А вскоре к этому списку добавится и «Золушка». Все спектакли родились благодаря совместному сотрудничеству Итальянского института культуры и Национальной оперы Украины.
Ныне ежедневно проходят репетиции. Дирижер-постановщик — Владимир Кожухарь, хормейстер — Богдан Плиш, сценография Марии Левитской, костюмы Натальи Кучери, а главные партии разучивают ведущие вокалисты театра. Практически готовы выйти на сцену несколько составов артистов, которые выступят по очереди. Так, в роли Дона Рамиро, принца Салернского, публика услышит теноров Сергея Пащука, Павла Приймака и Николая Шуляка. В партии Дандини-камердинера выступят баритоны Александр Бойко, Петр Приймак и Игорь Мокренко. Роль Золушки-Анджелины подготовили Татьяна Пиминова и Анжелина Швачка (меццо-сопрано), ее отчима — дона Маньифико (басы): Тарас Штонда, Андрей Гонюков и Богдан Тарас. Злых сестер сыграют (сопрано): Клоринду — Лилия Гревцова, Оксана Терещенко и Ольга Фомичова а Тизбе — Татьяна Ганина, Ольга Нагорная и Светлана Годлевская; в роли философа Алидоро выступят басы — Сергей Магера, Александр Милев и Сергей Ковнир. Именно эта творческая команда перенесет зрителей в далекий XVIII век в Италию и сказочно-ироничный мир Салерно.
«Золушка» по праву считается одной из лучших опер Россини (полное название «Золушка, или Победа кротости»). Премьера состоялась в Риме в 1817 году, а в царской России ее увидели в 1820 г. в Мариинском театре. В бывшем СССР оперу транслировали по радио (партию Золушки виртуозно пела Зара Долуханова). А лучшей «Золушкой» считается легендарный спектакль Ла Скала — заглавную партию исполняла Чечилия Бартоли, обладательница колоратурного меццо-сопрано. В Киеве никогда прежде эта ироничная опера не ставилась.
Россини исключил фантастические мотивы, а роль злой мачехи перешла к отчиму героини, дону Маньифико. Опера-буфф «Золушка» — вовсе не та история, рассказанная сказочником Шарлем Перро, которую мы запомнили с детства. В ней нет знаменитого хрустального башмачка, тыквы, превращающейся в карету, крестной матери-феи и злой мачехи. Зато есть добрый принц, две глупые сестры и прелестная Золушка. Ясный, светлый колорит музыки, сочетающей лирическое и комедийное начала, живые характеры, — все вместе выделяет оперу из наследия композитора. Но не многие коллективы берутся за постановку, т.к. это произведение невероятно сложное в вокальном плане. О том, как рождается спектакль, «Дню» рассказала певица Анжелина ШВАЧКА, солистка Национальной оперы:
— Я очень рада, что наш театр взялся за это произведение. В моем репертуаре была ария Золушки для вокальных конкурсов, концертов и фестивалей, но я даже не мечтала, что когда-нибудь эта ироническая опера будет поставлена в нашем театре. При всей красоте музыки это сочинение не каждый коллектив включает в репертуар из-за сложностей, которые приходится преодолевать певцам. Мы все крепимся, но на самом деле непросто приходится всем вокалистам. Когда я исполняю свою партию, то худею за день на полтора килограмма. Около года шла подготовительная работа, а ныне на репетиции не иду, а лечу. Получаю огромное удовольствие от работы. Главный дирижер Владимир Кожухарь помогает нам, певцам, расставить музыкальные акценты. Оперу ставит Итало Нунциата, окрыленный успехом у публики «Любовного напитка», он и в этой работе повеселит зрителей, чуть-чуть похулиганит на сцене.
Режиссер Нунциато сумел расшевелить не только нас, солистов, но и хор, и это у него очень хорошо получается. Мне нравится с ним работать, он — креативная личность, живой и мобильный. Итало из поколения новых режиссеров, которые умеют пластикой передать массу нюансов на сцене. Все его постановки не статичные, статичность — бич академических постановок: певцы выстраиваются в шеренгу и лишь смотрят на дирижерскую палочку маэстро, и если в вокальном плане тут нет претензий, то драматургия постановки смазывается).
Я выступала во многих странах Европы и вижу, как видоизменяется опера. Ныне наступила эпоха режиссеров. Они диктуют условия, подчиняя даже дирижеров своему видению будущего спектакля. Например, на кастинге ты можешь продемонстрировать прекрасный вокал, но тебя не утвердят на роль, если ты не обладаешь артистическим даром и внешними данными. Хотя без голоса «Золушку» ты не споешь! В идеале современному оперному певцу нужно обладать актерской харизмой, виртуозно владеть голосом и следить за свей внешностью. Зритель сегодня не будет закрывать глаза, только наслаждаясь пением, он еще хочет «картинку» видеть и ни за что не поверит, что в тучную Золушку влюбится принц... Наш спектакль веселый и добрый, на него можно прийти всей семьей.
Выпуск газеты №:
№105, (2010)Section
Панорама «Дня»