Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бойчукизм

29 апреля, 19:54

«Бойчукизм» — художественное течение, которое получило название благодаря имени мастера Михаила Бойчука, и стало знаковым явлением в украинском искусстве 1910—1930 годов. В советское время бойчукисты принадлежали к среде репрессированных и запрещенных художников, и только после 1991 года они начали возвращаться к украинцам, в том числе — благодаря работам, которые сохраняются в фондах Национального художественного музея Украины.

Михаил Бойчук — автор новаторского искусства, которое синтезировало украинское фольклорное изобразительное начало, сакральное искусство Византии, Украины и Проторенесанса. Об этом «Дню» рассказали в Музее. Школа, созданная этим художником, выделялась неординарной трактовкой художественного наследия, предоставила новый творческий импульс его ученикам и последователям. Искусство Михаила Бойчука способствовало возрождению национальной традиции, обогащенной проблемами и творческими запросами искусства начала XX века.

В культурном контексте Парижа, где Михаил Бойчук выставился в 1910 году с группой единомышленников — украинцев, поляков, французов, — направление выставки было названо: «Возрождение византийского искусства». Французская критика говорила об уникальности таланта художника как мастера-монументалиста, который формирует новые для искусства концепции. С тех пор, где бы не работал М.Бойчук — в Париже, Львове, Киеве, Харькове, Одессе, «школа Бойчука», которая консолидировала живой художественный процесс, означала общность художников, самобытных творческих личностей, объединенных общими художественными принципами. Его сподвижниками и учениками стали Н. Касперович, С. Налепинская-Бойчук, И. Падалка, В. Седляр, Т. Бойчук, А. Иванова, Э. Шехтман, О. Павленко, К. Гвоздик, Е. Сагайдачный, Н. Рокицкий.

Фрески этих мастеров-монументалистов касались тем тогдашней действительности, но вместе с тем бойчукисты творили в пределах украинского культурного поля, отображали в своих работах украинские народные смыслы, за что в 1937 году на волне репрессий против национальной элиты были трагически уничтожены. Так внезапно и цинично было прервано развитие известной в мире художественной школы. Совместным творческим замыслам Белы Уитца, Диего Риверы и Михаила Бойчука, которые в те годы планировали общие акции, не суждено было воплотиться в жизнь.

Изображения предоставлены Национальным художественным музеем

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать