Чистый футурист Богомазов
Почему не сошлись авангард и соцреализм?
В этом году в апреле исполнилось 130 лет со дня рождения художника-футуриста Александра Богомазова. Он был одним из основателей Академии искусств в Киеве. Он считал, что украинские дети не должны учиться в Петербуржской или других академиях, поскольку у них должно быть собственное художественное учебное заведение, которое выстроит программу таким образом, чтобы она отвечала темпераменту именно украинского художника, — рассказала «Дню» старший научный сотрудник Национального художественного музея Украины Оксана БАРШИНОВА. — Известный искусствовед Дмитрий Горбачев, ссылаясь на определенные источники, говорит, что Александр Богомазов вместе с двумя итальянскими мастерами входит в тройку так называемых чистых футуристов.
Работы, представленные на этой газетной странице, характерны для творческой манеры художника и репрезентуют разные периоды его творчества. «Киевский пейзаж» характерен для футуризма, поскольку здесь видны динамические линии, деформированные здания как будто схвачены взглядом человека, проезжающего в автомобиле на большой скорости. Именно тем внезапным взглядом, которым на мир смотрели футуристы.
Что касается картины «Правка пил» — то она является центральной работой Богомазова в 20-х годах. Тогда авангард переживал период теоретизации, будто рассуждая над тем, какое направление для развития ему выбрать. Он оказался в тупике, поскольку, несмотря на революционность своих лозунгов типа «Новое искусство — новая страна!», авангардисты не могли удовлетворить «художественные» потребности советской власти, Потому и Малевич, и Богомазов посвящают себя преподавательской деятельности, углубляясь в теорию, хотя со временем все же возвращаются к фигуративу.
Почему авангард не сошелся с новой властью? Причина может заключаться в том, что в 20-е годы формировалась уже новая доктрина власти, и художники поняли, что они обречены на новое мифосоздание — соцреализм: то есть на создание действительность, которая будет выглядеть подобно «натуре» — реалистично, но при этом будет квазиреальностью. Тогда как смысл авангардизма заключается в стремлении к беспредметности, к уничтожению образа, к высказыванию абстрактных понятий. Власть, со своей стороны, быстро поняла, что любой авангардист (и это особенно прослеживается в творчестве Малевича) создает свой собственный мир, оторванный от тех заданий и задач, которые предусматривало искусство как идеологическое оружие. Они поняли, что авангардный мир не будет выполнять социальные заказы.
А футуристы читали философские тексты. Прежде всего — Анри Бергсона, Ницше (ведь футуризм в большей степени питался идеями «сверхчеловека»), общались между собой. Воспоминания писателя Юрия Смолыча, изданные в Харькове в 60-е годы, свидетельствуют об общении между художниками-футуристами и художниками-литераторами. Так Анатолий Петрицкий, который в начале своего творчества склонялся к кубизму, в конце 20-х годов сделал серию портретов украинских писателей, музыкантов, литераторов, художников. Среди этих работ — портрет Михайля Семенко, чудом уцелевший, ныне хранится в коллекции нашего музея.
Фото предоставлены Национальным художественным музеем Украины
Выпуск газеты №:
№67, (2010)Section
Культура