«Українська артистична пісня» не имеет границ
Всемирно известный певец Павел Гунька популяризирует национальное наследие
Музыка — особое искусство. Ему подвластен намного более широкий, нежели любому другому виду искусства, диапазон выражения человеческих чувств. Особенно искусству пения — группового или сольного — такого свойственного украинской душе! Родился Павел в Англии (Ковентри) в украинско-английской семье, где была не слишком большая украинская община, — в основном тот пласт эмиграции, который вынужденно оказался на чужбине после Второй мировой войны. Именно там, а впоследствии в Манчестере маленький мальчик почувствовал величие и красоту украинского пения (греко-католической и православной церквей). Собственно литургическая музыка украинских композиторов — от Бортнянского, Веделя, Вербицкого до Гайворонского, Соневицкого и других и была цементирующим началом. Она прививала чувства веры и любви к Богу, Родине, к возвышенному искусству. Способности к пению юного певца воспринимались прихожанами с восторгом. Его отец — Василий Гунька, родом с Тернопольщины не смог получить достойного образования, но все сделал, чтобы дать его сыну. Сначала будущий певец поработал адвокатом, как и его родной брат Степан, потому что в воображении отца реальные контуры получала адвокатская фирма «Гунька и Гунька», но не так сложилось...
Судьба распорядилась иначе. Успешно работая адвокатом, Павел ни на мгновение не прекращал занятия музыкой. Он постоянно участвовал в литургиях, пел в хорах. Пришлось даже быть регентом хора «Булава». Забегая наперед, отмечу, что Павел Гунька и нынче — уже в ранге всемирно известного оперного певца — не чуждался религиозной музыки. Не так давно в Торонто, его голос слышали в церквях Св. Иосафата, Св. Николая, Св. Варвары, где он участвовал в Иерусалимской Заутрени под руководством регента Артёма Панькевича.
Возможно, у читателей возникнет удивление: как это произошло, что зажиточный адвокат оставляет юридическую сферу и в 28 лет принимает решение кардинально изменить судьбу: отдать себя вокальному искусству. В то время Павла поддержала жена Лариса, семья и друзья. После обучения в Англии (Royal Northem College of Music) Гунька оказывается в Базеле (Швейцария), где уже в роли солиста местной оперы продолжает свое совершенствование в сфере пения. Многим он обязан профессору Марии Сандулеску, в прошлом блестящей солистке оперы в Бухаресте. Именно Базель становится местом, где молодого певца заметили. И каждая новая партия становилась ступенькой к певчему Олимпу. Нынче в репертуаре Павла оперы европейского и мирового искусства (более 30 партий, принимал участие почти в 100 операх). Гунька не почил на лаврах и продолжает свой творческий рост.
Однажды певца услышал дирижер и генеральный директор канадской оперной компании Ричард Бредшоу, и пригласил в Торонто. Именно на этой сцене талант Павла заблистал различными красками. Можно вспомнить уникальный спектакль выдающегося шедевра Вагнера при участии Гуньки: полная тетралогия «Перстень Нибелунгов», который занял несколько вечеров. Или не менее интересный проект — модерная опера Альбана Берга «Воццек», в которой певец мастерски справился со всеми сложностями — вокально-интонационными и драматическими, что буквально заворожило присутствующих. Кстати, совершенное знание, кроме украинского и английского, — еще и французского, итальянского, русского, испанского и других языков, делает выступления певца непревзойденными в спектаклях и концертах...
Уже несколько лет в Канаде успешно воплощается в жизнь грандиозный проект «Українська артистична пісня» автором идеи и его творческим руководителем является Павел Гунька. Кроме него, к полной кристаллизации идеи причастны еще несколько лиц, между прочим, ректор Украинского свободного университета в Мюнхене, профессор Л. Рудницкий, который хорошо осведомлен с реалиями украинской культуры. Сущность этого проекта состоит в том, чтобы исполнить, записать на CD все произведения для голоса и фортепьяно 12 наиболее известных украинских композиторов! Активная работа над воплощением этого проекта в жизнь началась пять лет назад. Первым композитором стал Кирилл Стеценко: 42 сольных произведения были записаны в Торонто на двух компакт-дисках в исполнении лучших вокалистов. Комплект сопровождался книжечками с комментарием музыковеда-композитора Василия Сидоренко на украинском, французском, английском и немецком языках. Эта часть проекта продолжалась яркими презентациями альбома песен К. Стеценко весной прошлого года в помещении оперы Торонто, потом — части сборника произведений Н. Лысенко (в мае 2009 г.) при участии организаторов и исполнителей этого действа. Павел Гунька имел полное право заявить, что намерен «при помощи этого проекта поставить украинскую профессиональную песню на мировой уровень немецкой, итальянской или русской». Кстати, распространенное у нас определение ее как романса — на Западе не воспринимается, потому что сужено ассоциируется с романтической музыкой.
Мне посчастливилось несколько часов пообщаться с певцом. Произошло это в студии им. Глена Гульда (помещении корпорации СВС). Над воплощением «Української артистичної пісні» активно работает общественный комитет, состоящий более чем из ста человек. В его состав входят известные личности украинской общины в Канаде, в частности: Леся Бабюк, Петр Яцык, Соня Потичная, Василий Жила и Галина Дытыняк. Пять лет продолжается сотрудничество певца с композитором Романом Гурко, который в этой программе является продюсером и ответственным за совершенство украинского произношения в исполнении вокалистов. Должен кое-что объяснить: исполнителями украинских творческих песен являются певцы, не владеющие украинским языком, но своим старательным обучением достигающие удивительных результатов. Например, с самого начала Моника Вичер, Кристина Шабо, Расел Браун, Изабель Байракдарян, Майкл Шад и еще несколько других артистов отнеслись очень ответственно к проекту. Немалый опыт в акции имеет прекрасный пианист Альберт Крайволт — главный концертмейстер оперы в Торонто.
— Характерно, что в акции почти нет среди певцов этнических украинцев, только кое-кто в третьем или четвертом поколении, — замечает Павел Гунька. — То есть у них те же проблемы с украинским языком, как и у остальных. Не будет лишним напомнить, что это продолжающийся и дорогой проект. Кроме Торонто мы привлекли художников из другого города — Эдмонтона, то есть арсенал украинского пения расширяется. Планируем записать музыку двенадцати композиторов Украины, и больше восьми часов музыки.
Уже сейчас почитатели вокального искусства Павла Гуньки и его друзей могут «скачать» с интернета произведения Стеценко и Лысенко. Кстати, вокальное наследие последнего — 124 произведения, — уже полностью зафиксировано и ожидает своего тиражирования. Весной, в следующем году, состоится очередная демонстрация в помещении оперы развернутого, из шести частей песенного собрания Лысенко. Шесть дисков с сольными произведениями Н. Лисенко составлены тематически и имеют свои названия: «Природа», «Доля», «Кохання», «Історичне», «Філософічне» и «Вокальні цикли», а научный комментарий подготовили Дагмара Дувирак и Василий Сидоренко.
Я видел, как в студии работала творческая команда: Павел Гунька, пианист Альберт Крайволт и баритон Бред Полегато, мастерски отшлифовывая каждую фразу, слово, а в музыке чувствуется совершенство в кристаллизации образа. Завершалась работа над 199-м сольным произведением. Авторы мечтают, что «Українська артистична пісня» пойдет в широкий мир и это будет весомым кирпичиком в величественном здании национальной культуры.
СПРАВКА «Дня»
Павел Гунька — известный певец (бас-баритон). Гастролировал в Париже, Вене, Мюнхене, Флоренции, Амстердаме, Москве, Женеве, Мадриде, Лондоне, Торонто, Риме, Зальцбурге... В оперном репертуаре певца более 30 партий (принимал участие почти в 100 операх); среди них главные роли — Каспар («Свободный стрелок»), Гундинг («Валькирия»), Альберих («Зигфрид»), Вотан («Золото Рейна»), Дон Альфонсо («Так поступают все»), Томский («Евгений Онегин»), Голо («Пелеас и Мелисанда»), Шишков («Записки из мертвого дома»), Борис («Борис Годунов»), Фальстаф, Воццек (одноименные оперы) и тому подобное. Певец свободно чувствует себя как в классически-романтической музыке (Моцарт, Вагнер, Верди, Мусоргский и др.), так и в современной (Яначек, Стравинский, Берг). Специалисты отмечают высокое вокальное и актерско-драматическое мастерство. Павел Гунька пел под руководством известных дирижеров: Клаудио Аббадо, Зубина Меты, Ричарда Бредшоу, Джерри Тейта, Питера Шнайдера и др.
Выпуск газеты №:
№156, (2009)Section
Культура