Перейти к основному содержанию

Старая проблема на Новой границе в Китае

27 июля, 21:03

Если бы путч в августе 1991 года против Михаила Горбачева не провалился, то в России могли бы произойти те же события, которые недавно имели место в Синьцзяне. Вместо сообщений о подавлении протестов в Урумчи, столице Синьцзяна, мы могли бы читать о сотнях убитых на улицах Алматы, и обозреватели сравнивали бы эти события с кровавым подавлением демонстраций в поддержку независимости Украины в прошлом году во Львове.

Как и с сегодняшними событиями в Китае, было бы невыразительное международное осуждение, а также спекуляции о существовании возможных связей между казахскими боевиками и группами эмигрантов или исламскими фундаменталистами. Эксперты напомнили бы нам, что Казахстан никогда не был страной и что украинские требования о независимости, с исторической точки зрения, носят сомнительный характер. Замените Синьцзян на Казахстан и Тибет на Украину и получите полную картину событий.

К счастью, путч закончился фарсом. Распадающийся советский режим не смог подавить растущее демократическое движение в России. Владимир Путин смог сделать это одно десятилетие позднее. Выбрав бойню на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, коммунистическое руководство Китая поставило свою страну на путь, резко отличающийся от того, на котором впоследствии оказалась Россия.

Хотя китайская политика привела к экономическому росту в стиле Пиночета, в масштабах страны, которую можно сравнить с континентом, она обеспечила такие условия, чтобы никто не чувствовал независимости, в том числе и большинство населения — китайская этническая группа Хань. Это значит, что в то время как Казахстан и Украина являются независимыми, в Тибете и Синьцзяне чередуются фазы бурного возмущения и кровавых репрессий.

Несмотря на то, что в России существует автократическое управление, введение китайского диктаторского стиля правления кажется маловероятным, хотя ВВП на душу населения в прошлом году составил $15 800, или примерно в три раза больше, чем в Китае. В настоящее время большинство населения Китая поддерживает политику, проводимую правительством, в том числе — жестокое подавление меньшинств и отказ от демократических свобод.

Фактически предполагается, что последнее является ценой, оплачиваемой за успешность предпринимаемых действий. Это не новый феномен. В 1863 году русский демократический мыслитель Александр Герцен, комментируя жестокое подавление царской армией польского восстания в своем журнале «Колокол», писал, что принятие жестокости на улицах Варшавы означает принятие жестокости на улицах Санкт-Петербурга. Тирания — это комплексное решение вопросов. Его комментарии привели к утрате читательской аудитории, а «Колокол» был закрыт.

Когда Герцен писал свои строки, Москва не только успешно занималась подавлением поляков, вновь подтверждая свое влияние на вторую половину века, но также совместно с Китаем делила Центральную Азию, известную в то время как Туркестан. Восточная часть региона попала под правление Китая и была переименована в Синьцзян или Новую границу.

Во времена ослабления китайского правления, как это было в 30-е и 40-е годы, при поддержке России на короткое время создавались республики Восточный Туркестан, которые пытались освободиться до тех пор, пока Россия и Китай не находили новые возможности сотрудничества. Предполагается, что руководство второй республики Восточный Туркестан было уничтожено по приказу Сталина, когда самолет, перевозящий делегацию для проведения переговоров, разбился в советском воздушном пространстве.

С тех пор республика Восточный Туркестан существует только на бумаге, как являющаяся членом созданной в 1991 году Организации непризнанных наций и народов (ОННН UNPO), предполагаемого конкурента Организации Объединенных Наций (ООН). В самом Синьцзяне волнения в настоящее время носят скорее социальный, чем политический характер и направлены на культурное подавление (в настоящее время китайская этническая группа Хань составляет половину населения региона), а не стремление к независимости. Массовое убийство, которое имело место, сможет это изменить, так как жестокость неизменно порождает радикализм.

В краткосрочной и долгосрочной перспективе, правление Китая в Синьцзяне и на Тибете находится в безопасности, международное сообщество не будет бросать вызов члену Совета Безопасности. Только сами жители могут это сделать, однако комплексный подход, согласно Герцену, позволит это предотвратить: так же, как тибетцы, уйгуры не вызывают сочувствия со стороны группы Хань, которые требуют их крови; это понятно, учитывая, что изначально группа Хань в Лхаса и Урумчи были вынуждены заплатить за свои собственные преступления в Китае. В то же время, в долгосрочной перспективе, у китайского руководства есть основания для беспокойства: Синьцзян будет расти и станет такой же проблемой, аналогичной Тибету.

Фактически, хотя ОННН, в которую Синьцзянь и Тибет входят вместе с Ассирией и народом реки Буффало, наполнена воздухом Братьев Маркс (можно ожидать, что Фридония, мистическая страна с премьер-министром Граучо Марксом, будет включена в список), шесть государств-членов уже покинули организацию чтобы вступить в ООН, а независимый край Косово, в случае его непризнания ООН, возможно, вступит в эту организацию. Политически карты никогда не высекают из камня.

Поэтому можно без каких-либо опасений предположить, что не только академики и корреспонденты, но и официальные лица в Пекине занимаются изучением истории восстания в Кульдже и партизан Османа Батыра. Им стоит об этом подумать, ведь что произошло с поляками, которых Россия столь успешно подавила в 1863?

Константи ГЕБЕРТ, эссеист и автор десяти книг по польской и европейской истории

 

ОФИЦИАЛЬНО

   «Правительство Китая заботится о национальных меньшинствах...»

Ся ХУНЧЖАН, советник Посольства КНР в Украине:

— В истории всегда существовали внешние силы, которые стремились захватить сферы влияния в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Они существуют и в данное время за рубежом, выступая против национального единства Китая. Именно при их поддержке 5 июля сего года в Синьцзян-Уйгурском автономном районе произошли массовые насильственные беспорядки.

Факты доказывают, что это был умышленный и запланированный насильственный преступный акт, задуманный и спровоцированный из-за рубежа «Всемирным уйгурским конгрессом» и осуществленный на территории Китая. Представители «Всемирного уйгурского конгресса» во главе со своим лидером Ребией Кадир с помощью сети интернет, телевидения, телефонной связи связывались с сепаратистами в КНР и настойчиво призывали их действовать смелее, спровоцировать более серьезный инцидент. Несмотря на незначительную численность, сепаратистские силы настроены на решительные действия. Именно они заявляют за рубежом, что в Синьцзян-Уйгурском автономном районе нарушаются права человека, ханьцы преследуют уйгуров, уничтожают их культуру.

Правительство Китая заботиться о национальных меньшинствах, внедрена специальная политика, направленная на развитие самоуправления, сохранение и развитие культуры, национальных памятников, телерадиовещания, образования, печатных изданий. Принимая во внимание коренные традиции народа Синьцзян-Уйгурского автономного региона, ему не только присвоен статус автономного, но и официально установлен ряд льгот для представителей нации уйгуров. Китайское правительство твердо дает народу знать, что Китай — это единая неделимая страна, а ханьцы и национальные меньшинства неотделимы друг от друга.

За последние 30 лет наша страна продемонстрировала мировому сообществу прогрессивный рост экономики страны. Однако необходимо заметить, что между восточной и западной частью Китая всегда существовала разница в экономическом развитии. Правительством Китая разработана стратегия ускоренного развития западных регионов, внедрена специальная льготная политика. Государство выделяет крупные капиталовложения в инфраструктуру, тем самым способствует быстрому развитию западных регионов. В последние годы заметен явный прогресс в развитии экономики данного региона — именно он стал особо популярен среди туристов и бизнесменов из среднеазиатских стран.

Китайский народ хорошо понимает, как жизненно важно сохранение единства и стабильности государства, именно поэтому общественность Китая была возмущена инцидентом 5 июля сего года, ведь это действие сепаратистов Китая было направлено на подрыв стабильности, раскол единого государства, тем самым угрожая территориальной целостности страны.

Ярким свидетельством единства китайской нации является тот факт, что во время инцидента 5 июля неоднократно местные уйгуры спасали ханьцев. После этого инцидента многие уйгуры резко осуждают данный преступный акт. Это еще раз подтверждает, что сплоченность народа — это позиция абсолютного большинства граждан Китая, а сепаратисты являются лишь малой частью народа. Благодаря активным пожертвованиям денег местного народа и бюджета местного правительства всем пострадавшим от событий 5 июля сего года выделено по 420 тыс. юаней на человека — и это о многом говорит.

Ситуация в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в данное время стабилизировалась: нормально работают системы коммунальной инфраструктуры, транспортная и экономическая системы, налажен общественный порядок.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать