Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Святые» горшки обжигают?

Киевлянка Людмила Смолякова воссоздала свыше тысячи образцов Трипольской культуры
18 марта, 00:00

Нынче, в Шевченковские дни, которые проходят в Москве в Украинском культурном центре на Старом Арбате, открылась выставка «Загадочная Тарасова земля». На ней народный мастер из Киева Людмила Смолякова представила реконструкции трипольской керамики, воссозданные по материалам археологических находок. Выставка будет демонстрироваться около месяца, а Людмила Ивановна уже готовится представлять свою экспозицию в Греции и проводить там мастер-классы.

Собственную квартиру Смолякова превратила в мастерскую. Тут даже есть небольшая керамическая печь, излучающая тепло, нагреваясь от... свечи. На полках и подоконнике — глиняные фигурки, которые воссозданы с аутентичных, найденных на раскопках в Триполье. Если присмотреться к ним — большинство напоминает беременную женщину: с гордой осанкой и большим животиком.

— Это символ плодовитости, — говорит мастер. — У трипольцев был культ женщины. Потому что на тысячу женских фигурок на раскопках находили только одну мужскую.

На столе — большой горшок с вычурной росписью. У него достаточно интересная форма. Если присмотреться к линиям, то можно увидеть, как двигается Сварга, — знак Солнца. Фигурки парные — по двое с четырех сторон.

— Для трипольских изделий характерны парность, четырехзначность и трехъярусность — объясняет Людмила Смолякова. — Только в паре рождается потомство, четыре знака символизируют стороны мира, а трехъярусность — это небо или воздух, земля и подземелье. Хотя подземный мир у трипольцев только обозначался, но почти не расписывался.

В росписях трипольской керамики доминирует змей (Уж) — охранник дома. Это добрый дух, которого любят и о котором вспоминают с теплом в сердце. Бабушка пани Людмилы (родом из Хорола, что на Полтавщине) в городской квартире выставляла малюсенькое блюдце с молоком. Все удивлялись: зачем? Ведь кота не имели. А женщина объясняла, что это для ужика, который бережет покой хозяев. Не зря же в селе говорили: «Если уж в хате — мышей не будет». Возможно, и трипольцы поклонялись Ужу. Очень интересными оказались росписи на мисках. Часто встречались восьмиконечные звезды.

— Я всему научилась от глины, — продолжает рассказ Смолякова. — А еще моими учителями были ксерокопии рисунков с раскопок из Триполья. Глина — естественный материал: теплый и экологически чистый. На раскопках я побывала с обществом «Коло-Ра». В 2000 г. увидели мои работы представители из Фонда «Евразия» и дали мне грант. Нынче наработано более тысячи экземпляров реконструкций трипольских изделий. Мои работы экспонировались во многих странах мира: Польше, Франции, Ватикане. На базе моей мастерской снято свыше десятка фильмов. Кстати, открылись рестораны с трипольским убранством — «Керамо-мама» в Киеве, «Трипілля» на Обуховской трассе. Там лепная и расписная посуда и скульптуры.

Трипольская культура очень интересная. Мне бы хотелось, чтобы ее изучали дети начиная с детского садика. А в школе, на уроках истории, можно продолжить ее исследование. Я бы хотела учить не только детей, но и взрослых. Мечтаю открыть постоянно действующую выставку керамики и фотовыставку. Я ощущаю тепло и колоссальную энергетику глины. Она дает воодушевление, силы и даже лечит. Создавать из глины может каждый. Маленькие дети способны создавать для себя игрушки, а взрослые — сувениры. Например, в Ровно в галерее «Зузу» я провела мастер-класс и продемонстрировала фотовыставку и выставку керамики, которые очень понравились зрителям.

Вообще, мы развиваем уже 12 направлений трипольской культуры. Это в первую очередь — игрушка, в частности, детская кукла, а также гобелены, одежда, украшения, прически, ткачество... Все воспроизведено с рисунков статуэток, найденных на раскопках.

Как призналась Смолякова, впервые она услышала о Триполье десять лет назад, и с того времени посвятила свою жизнь этой теме. В каждую вылепленную фигурку она вкладывает душу. А началось ее увлечение глиной неожиданно. Сосед по даче рассказывал о студии, которую энтузиасты во главе с директором Маруняк организовали при обычной средней школе на Ленинградский площади. Людмила Ивановна работала тогда главным инженером в Доме кино. А с 1999-го увлеклась Трипольем и приобщилась к энтузиастам в школе. Она учила детей лепить, приобщала к экспедициям, устраивала встречи с археологами. Но когда директор ушла из жизни, студию закрыли. Печи остались без работы, а две семьи художников, пытавшихся сохранить и распространить Трипольськую культуру, начали работать в своих квартирах.

Технология трипольской лепки несложная. Это ручная работа без применения гончарного круга, с росписью по сырой глине. Часто соединяют по несколько оттенков глины. Жидкие глины называются ангобами. Пани Людмила нашла уже восемнадцать оттенков ангобов. Углубление делается отточенной палочкой. А роспись — кисточкой.

— Семь тысяч лет это хранила земля, а глина почти не изменила цвет, — говорит мастер. — Росписи еще не все исследованы. Но главное в них можно прочитать и не углубляясь в историю. Среди скульптур на раскопках часто встречается фигурка женщины. Мы ее назвали «Трипольской Мадонной». А еще — «Змееногая богиня». Почти во всех цивилизациях, всех культурах есть своеобразная лестничка, которая символизирует восхождение человеческого духа. Эти лестнички воспроизведены на поясах, горшках, возах. Встречается часто и «Древо жизни». Описывают пару — луну и солнце — как символ брака мужчины и женщины со звездочками-детками. Легенды мира нам помогают понять и прочитать трипольские символы. И хотя трипольские легенды не сохранились, но по рисункам можно уверенно сказать, что до нас дошли персонажи, схожие с мифами Древней Греции.

Как-то, еще до Второй мировой войны, писательница и журналистка Докия Гуменная увидела на раскопках Коломийщины почти целый трипольский дом с печью и всякой домашней утварью. Это так ее поразило, что с того времени она посвятила этой культуре всю свою жизнь. Издала прекрасные книги. Правда, за границей. В Украине вышло только две ее книжки — «Благослови, мати» и «Діти чумацького шляху». Нынче создан Фонд Докии Гуменной на ее родине — в Жашкове на Черкащине. Для Людмилы Смоляковой эти книги стали настольными. Она черпает в них вдохновение. В школах, рассказывая о Триполье, нужно иметь наглядные пособия. И пани Смолякова готова их изготовить и даже провести там открытые уроки. К слову, в этом году (в феврале) в селе Халепья на Киевщине открыт Мемориальный музей археолога — известного ученого, открывателя Трипольской культуры Викентия Хвойки (в кабинете представлены реконструкции по материалам его археологических раскопок, которые воспроизвела народный мастер Людмила Смолякова).

Трипольская культура перекликается со многими культурами мира. Скажем, в Древней Греции есть миф «Похищение Европы». Когда бог Зевс превращается в Быка и забирает свою любимую. При раскопках довольно часто встречаются фигурки Быка и Женщины — символы сочетания мужского и женского. Трипольская Женщина почти всегда беременная. На это указывает ромб — символ засеянного поля. А охраняют ее покой ужи. На украинской свадьбе не зря сажали женщину на вывернутый кожух, на быка-оплодотворителя. Бык — это сила, мощь, символ семьи, оплодотворения. К слову, нынче по китайской мифологии — год Быка, покровителя семьи и земледельцев. А среди росписей, найденных в Триполье, есть рисунки, очень похожие на китайские символы инь-янь. Но написаны они были, во всяком случае, на 5000 лет раньше тех, которые появились в Поднебесной.

Председатель представительства Всемирной организации развития Валентина Балабанова нынче готовится к поездкам в Грецию, Корею, Китай и Объединенные Арабские Эмираты. Уже согласованы презентации в этих странах. Запланировано не только организовать концерты мастеров искусств, но и выставки, и мастер-классы по Трипольской культуре Л. Смоляковой.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Греции Валерий Цыбух собирается открыть в Греции первый Информационный центр «Димархия» («Дружба»), где все желающие смогут приобщиться к культуре нашего государства. Кстати, в Греции, где уже ознакомились с трипольской керамикой, понравилась скульптура женщины верхом на быке, которая ассоциируется с древнегреческим мифом «Похищение Европы». А еще заинтересовал зрителей своеобразный «бинокль». Правда, для чего применяли в древности это изделие, пока что неизвестно. Трипольская керамика не оставила безразличными посетителей выставок в Польше, Германии и Нидерландах. Например, в Германии большой интерес публики вызвали макеты небольших трипольских печей. Для их обогрева рациональные немцы даже предложили установить внутрь электрическую спираль, потому что около таких печей за чашкой чая очень уютно сидеть зимой, когда на дворе плохая погода, и слушать сказки и легенды мира...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать