Перейти к основному содержанию

«Новые возможности»

Грузинская оппозиция создала альянс для борьбы с президентом
09 декабря, 20:20
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ГРИГОЛ МГАЛОБЛИШВИЛИ ДОКЛАДЫВАЕТ ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА О НОВЫХ ПЕРЕСТАНОВКАХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ. ПОМОГУТ ЛИ ОНИ МИХАИЛУ СААКАШВИЛИ СБИТЬ НАКАЛ ОППОЗИЦИОННЫХ СИЛ И ИЗБЕЖАТЬ ДОСРОЧНЫХ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ — ПОКАЖЕТ ВРЕМЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Похоже, что в разгар зимы политическая ситуация в Грузии будет все больше накаляться. Днями две оппозиционные организации — «Новые правые» и Республиканская партия — создали альянс, цель которого — добиваться назначения досрочных президентских и парламентских выборов в стране.

«Мы сегодня подписываем документ о создании альянса, цель которого проведение досрочных парламентских и президентских выборов весной 2009 г. и вывод страны из политического и экономического кризиса», — озвучил на пресс-конференции планы альянса лидер «Новых правых», экс-кандидат в президенты Грузии Давид Гамкрелидзе. «У этой власти, — отметил он — нет ресурса вывести страну из сложного политического и экономического кризиса. Необходимо, чтобы в кратчайшие сроки в Грузии появилась реальная альтернатива, которая ответит на очень простой вопрос, часто звучащий как в Грузии, так и за ее пределами: «Если не эта власть, если не Михаил Саакашвили, тогда кто и какая сила в Грузии сумеет преодолеть эти проблемы?». По словам Гамкрелидзе, оппозиционный альянс ведет консультации с другими политическими силами. Тем временем, лидер «Республиканской партии» Давид Усупашвили, добавил, что консультации ведутся из подавшим недавно в отставку постпредом Грузии в ООН Ираклием Аласания. Грузинский дипломат хорошо запомнился обвинениями в отношении Россию в агрессии во время экстренных заседаний Совета безопасности ООН в августе этого года. На прошлой неделе 35-летний политик покинул пост постоянного представителя Грузии при ООН.

С переходом Ираклия Аласании на сторону оппозиции политологи связывают отставку на прошлой неделе министра обороны Грузии Эки Ткешелашвили. Предполагается, что перестановками в правительстве Саакашвили пытался отвлечь внимание от активизировавшейся оппозиции. Аналитики отмечают, что Аласания довольно популярен в Грузии, даже более, чем экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, которую многие называли вероятным следующим президентом страны.

Пока не ясно присоединиться ли к созданному оппозиционному альянсу Нино Бурджанадзе, создавшая недавно «резко оппозиционную» партию «Демократическое движение «Единая Грузия». Как известно, бывшая соратница Саакашвили также выступает за досрочные президентские выборы.

Лидер «Новых правых» поставил ей условие, чтобы она отказалась от президентских амбиций. «Не только в Грузии, но и на Западе есть потребность увидеть альтернативу президенту Михаилу Саакашвили, чтобы здесь стало больше стабильности и демократии», — подчеркнул Давид Гамкрелидзе.

Тем временем, за последнюю неделю в правительстве Грузии сменилось пять министров. Главой внешнеполитического ведомства стал Григол Вашадзе — гражданин России и Грузии, довольно долго проработавший в МИД СССР. Министром обороны Грузии станет бывший посол республики в США Давид Сихарулидзе, сообщил вчера премьер-министр Григол Мгалоблишвили. По его словам, министром экономического развития станет Лаша Жвания, председатель парламентского комитета по внешним связям. На должность министра культуры и спорта премьер предложил кандидатуру Ники Руруа — депутата, заместителя председателя парламентского комитета по обороне и национальной безопасности. Произведенные изменения в правительстве не требуют утверждения кабинета министров в парламенте.

Насколько реально объединение грузинской оппозиции? Что подталкивает оппозиционные партии Грузии к созданию коалиционного альянса? Кто будет кандидатом в президенты от оппозиционного альянса? И как в оппозиции расценивают последние назначения в грузинском правительстве? Как влияет на Грузию мировой финансовый кризис?

КОММЕНТАРИЙ

Леван БЕРДЗЕНИШВИЛИ, один из лидеров Республиканской партии:

— Реально то, что две партии: Республиканская партия и партия «Новых правых» объявили об объединении усилий и создании коалиции и пригласили другие оппозиционные партии. Но безусловно, что весь оппозиционный спектр объединиться не сможет. Это нереально и нежелательно. Некоторые части, конечно, объединятся. Я думаю, что будет очень мощная коалиция с собственной программой, собственным кандидатом. И поэтому возможно усиление оппозиционного фланга. Что касается объединения всех, как это было в прошлом году, то этого не случится.

Присоединится ли к нам Бурджанадзе, зависит от того, выполнит ли она четкие условия. Создаваемая коалиция не видит госпожу Бурджанадзе кандидатом в президенты. А если госпожа Бурджанадзе думает, что она может быть борцом в оппозиции, не будучи главным кандидатом, то такое возможно. Я не думаю, что это случится. И госпожа Бурджанадзе будет сколачивать собственную часть оппозиции.

Может быть, кто-то видит ее потенциальным лидером, но в Грузии это не совсем так. Будет ли она вместе с нами или нет, это большого значения не имеет. Это не Тимошенко в Грузии. Это нечто меньшее.

Единые действия оппозиции могут быть независимо от того, находятся ли все оппозиционные партии в коалиции. В этом плане, безусловно, у нас будет координация. И мы добьемся новых президентских выборов.

Что касается единого кандидата в президенты, это выяснится в течение следующего месяца.

Самым главным помощником в объединении оппозиционных сил является президент Грузии, Михаил Саакашвили, который совершает совершенно невозможные поступки и ошибки. И поэтому толкает оппозицию и на объединение и усиление своих действий. В этом плане в Грузии оказались новые возможности. Кроме того, впереди зима и мы не знаем, какой она будет. Я думаю, что ничего хорошего для правительства зимой не произойдет.

Что касается новых назначений, то ожидается еще назначение на посты министров культуры и образования людей, которые никогда не занимались ни культурой, ни образованием. Один из них является некультурным, а другой — необразованным. А это указывает на то, что на самом деле в правительстве — кадровый кризис, другими словами — кадровый голод. И все это можно рассматривать как шараханье господина Саакашвили. Он старается сохранить свою власть, но у него не хватает людей. И он уже начинает сомневаться в людях и назначает министрами тех, интервью которых ему не нравились. То есть старается их ублажить или убрать из парламента таким путем — назначая министрами, а потом снимая с этих постов.

Что касается силовых министров, то там трудно предугадать, что будет. На пост министра иностранных дел назначен человек (Григол Вашадзе. — Авт.), который является гражданином России — страны-агрессора. То есть теперь у нас внешними делами заведует гражданин-агрессор. Это можно рассматривать как попытку улучшения отношений с Россией или попытку шантажировать Соединенные Штаты — поддерживайте меня, а то я могу и посмотреть в северном направлении.

Мировой кризис ощущается в Грузии. У нас уже был ужасный день, когда произошло падение национальной валюты на 30 процентов. И это ощутили все люди, имеющие отношение к бизнесу. В целом ожидается новый кризис. Особенно это касается зимы. Мы не знаем, что будет с энергоносителями, откуда мы их получим. Нам говорят, что из Азербайджана, но известно, что поставок из этой страны не хватит. Поэтому будем обращаться к России или Ирану, а это чревато политическими последствиями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать