Ощущение перемен
Путин может возглавить партию «Единая Россия»Волна, связанная с переменами в российском руководстве, немного спала, чиновный народ только начал постигать основы взаимоотношений между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным — как все снова готово измениться. По Москве ходят слухи один экзотичнее другого. Уже со второй половины сентября текущего года многие из приближенных к высшему руководству все чаще пытаются разложить пасьянс приближающихся перемен. Нервозность достигла такого уровня, что вылилась на страницы прессы и телеэкраны. Уж на что выдержанный в следовании генеральному курсу Кремля ведущий программы «Постскриптум» на канале ТВЦ Алексей Пушков, и тот был вынужден заявить, что в воздухе витает ощущение близких перемен. А если об этом заявил близкий к власти обозреватель, то в самом деле что-то очень скоро произойдет.
Как только появились признаки экономического кризиса, а российская власть убеждала собственный народ, что все неурядицы только там, на противном Западе, в доме же родном тишина и покой, — так сначала вполголоса, а затем все громче заговорили об уходе Владимира Путина с поста премьер-министра. Говорили, что этот вопрос несколько раз обсуждался с президентом, но ни о каком решении не сообщалось, — и разговоры несколько утихли. Однако спокойствие длилось не очень долго.
Тучи на экономическом горизонте хоть и появились, но ожидался в крайнем случае легкий, быстро проходящий летний дождик, однако дело приняло совершенно другой оборот. За экономику отвечает премьер-министр, и углубляющийся экономический кризис все больше бросал тень на его политическое реноме национального лидера. Естественно, что в таких условиях срочно начались поиски виновного. Как писал московский журнал The New Times, дважды министр финансов Алексей Кудрин был на грани отставки. Сначала он в середине сентября на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова выступил против принятия пакета антикризисных мер. История повторилась 29 сентября, и опять в связи с критикой Кудриным антикризисных мер правительства. Сложностей добавило то, что премьер уже успел озвучить эти многострадальные меры. Московская «Независимая газета» отмечала, что атака на Кудрина была предпринята силовиками, давно добивающимися его отставки. Однако проблемы межклановых кремлевских войн на этот раз хоть и имели место, но не были определяющими. Кризис начался как финансовый, и только потом перешел в стадию экономического. Естественно, что главный финансист страны попал под обстрел. Но осколки от разрывов опять-таки били и по Путину, так как он неизменно защищал Кудрина тогда, когда был президентом, и теперь, в должности премьер-министра. Естественность кадровых решений, по крайней мере в отношении министра финансов, представлялась вполне логичной реакцией на общественные ожидания решительных действий властей. Но на защиту Кудрина встал президент, и отставка пока не состоялась.
По мере разрастания кризиса положение Путина становилось все более тяжелым. Предпринятые и часто озвученные им меры, по образному выражению одного российского экономиста, напоминали тушение пожара бензином. Дошло до того, что на совещании с банкирами Путин прямо обвинил некоторых из присутствующих в разворовывании бюджетных средств. И дал соответствующее задание правоохранительным органам. Виноватых в том, что деньги не попадают в реальный сектор экономики, мастера с Лубянки и Петровки найдут быстро, им не впервой. Вот только будет ли легче экономике от таких мер, остается большим вопросом. В любом случае положение Путина оказалось не слишком завидным, и из него нужно было срочно искать выход. Логично, что начали двигаться в двух связанных между собой направлениях.
В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев предложил увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а нижней палаты парламента — до пяти. Ничего личного. Если такое произойдет, то оно коснется только нового президента и другого состава Государственной думы. Но ведь случайными такие предложения не бывают. О возможном удлинении президентского срока говорили уже давно, но как Путин, так и Медведев неизменно отвечали, что менять российскую конституцию нет никакой необходимости. С обоснованием этого положения также выступали прокремлевские депутаты, в том числе и небезызвестный в Украине Сергей Марков. Возможно, что так все и было, и менять конституцию быстро никто не собирался. Но кризис значительно ускорил процесс. Пришлось не просто двигаться быстрее, а спешить так, что это вызывало только улыбку. Не успел Дмитрий Медведев сделать предложения об изменении конституции, как вся страна в едином порыве по-пионерски сказала, что одобряет целиком и полностью. Коммунисты против, но им так положено. Академик и Герой России президент Чечни Рамзан Кадыров вообще предложил ввести в России пожизненное президентство, как в некоторых странах Центральной Азии. Предложение поддержки не получило, но ведь в свое время и с увеличением срока полномочий президента тоже не соглашались. Так что все еще впереди... Пока же с быстротой поезда в московском метро нижняя палата приняла соответствующие изменения в первом чтении, а второе и третье не заставят себя ждать.
Параллельно с изменением Конституции снова пошли разговоры, что Путин уйдет из правительства в ближайшее время и на съезде партии «Единая Россия» возглавит ее. Ну не царское это дело — национальному лидеру заниматься презренной экономикой, да еще в период серьезного кризиса. Уход из правительства по вполне понятным и объяснимым причинам должен предотвратить неизбежное падение рейтинга Путина из-за экономических неурядиц. Вице-спикер Государственной думы Владимир Жириновский предрекает уход Путина из правительства с тем, чтобы «встать над политикой». По его словам, «...будет очень жесткая критика в отношении правительства... Будем вызывать их на ковер, будем требовать от премьера каких-то решительных мер... А в условиях, когда у «единороссов» уже есть большинство и в Думе, и в региональных парламентах, Путину легче оказаться и над правительством, и над Госдумой. И критика, которая будет идти и снизу, и сверху, и сбоку на правительство, Путина касаться не будет». Уже неоднократно Владимир Жириновский высказывал то, что потом осуществляла российская власть.
Московская газета «Ведомости» связывает возможный уход премьера из правительства и изменения в конституции, которые делаются «под Путина», с тем, что после принятия поправок пройдут досрочные выборы и победу на них, разумеется, одержит именно Путин. Этот слух в последние дни получил продолжение. В коридорах Государственной думы рассказывают, что Путин после «добровольной» отставки одного из депутатов-«единороссов» получит сданный ранее свой депутатский мандат (это позволяет действующее законодательство) и займет кресло спикера. Все это — на время принятия поправок в конституцию и, вероятно, на период наиболее острой фазы развития экономического кризиса в России. А после этого как раз произойдет и отставка президента, и досрочные выборы. Судя по спешке с принятием изменений, нечто подобное готовится и российскую власть, несомненно, ждут перемены.
Косвенным подтверждением грядущих изменений служит все более ужесточающаяся риторика как Медведева, так и Путина в международных делах. Весь тон послания российского президента Федеральному собранию очень напоминал доклады генеральных секретарей бесчисленным историческим съездам КПСС. При этом воинственность никак не соответствовала реальным возможностям «дать ответ Керзону». Даже предложение разместить ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области и, возможно, в Беларуси не вызвало особой тревоги, например, в Вашингтоне. Тем более, что еще пять-семь лет размещать просто нечего: комплексы существуют только в опытных экземплярах и испытываются на полигонах. Все эти размахивания кулаками и угрозы рассчитаны на внутреннее потребление. Во-первых, народу объясняют, что и кризиса не было бы, но враги заставляют сушить порох, а это требует средств. Во-вторых, усиленно воспитывается комплекс Путина-победителя. В Чечне бандитов разгромили, милиционеров и чиновников в Ингушетии и Дагестане убивают — но это мелочи. Грузию в пятидневной войне принудили к миру, Южную Осетию и Абхазию сделали своими, кадрами с ними делимся, хотя и деньги приходится тратить. В целом национальный лидер начал поднимать страну с колен и нужно дать ему возможность это делать и дальше. В-третьих, разговариваем с Западом — и все чаще употребляем ненормативную лексику. Слушают — значит, уважают. Недавний скандал в связи с публикацией высказываний Путина в отношении президента Грузии Михаила Саакашвили в парижской газете Le Nouvel Observateur в очередной раз заставил вспомнить высказывания российского премьера в отношении Украины. Как тогда, так и в нынешнем случае с грузинским президентом пресс-служба Путина опровергла публикацию, заявив, что это инсинуации. Но сделала это так, что больше верится французской газете. И все это — ради того, чтобы российский народ знал, какой у него крутой национальный лидер. Первые признаки уже близкой президентской кампании?..
Выпуск газеты №:
№209, (2008)Section
Мировые дискуссии