Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гоголь возвращается

Национальная опера готовит премьеру этого сезона
29 октября, 20:13
К СОЛОХЕ НА ОГОНЕК / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Ныне в театре идут репетиции, а 30 и 31 октября зрителей пригласят на обновленную версию балета Евгения Станковича «Ночь перед Рождеством». Этот спектакль поставлен к 200-летию Николая Гоголя, юбилей которого будут отмечать в следующем году.

Собрались единомышленники, решившие творчески преобразить балетную версию, созданную ими же 15 лет назад: балетмейстер Виктор Литвинов, дирижер Аллин Власенко и художник Мария Левитская. Генеральный директор театра Петр Чуприна напомнил, что первая постановка балета-фантазии имела большой успех у зрителей. Нынешняя редакция включает новые музыкальные и хореографические решения, развитие сюжетной линии и, конечно, участие молодого поколения артистов.

Балетмейстер-постановщик и соавтор либретто (совместно с Александром Белинским) Виктор Литвинов сказал: «Жаль, что юбилей Гоголя не происходит каждый год, — тогда бы «Ночь перед Рождеством» постоянно была в репертуаре нашего театра. Хочу надеяться, что балет понравится нынешнему поколению зрителей, которое предпочитает интернет чтению. Надеюсь, что наш спектакль оценит молодежь — благодаря фантасмагорическому действию, исполненному талантливыми артистами, которые являются соавторами балета».

— Я как музыкант и дирижер увлечен «Ночью перед Рождеством». Считаю этот балет хореографическим шедевром, — сказал Аллин Власенко. — Интересная партитура, хотя и очень сложная. Музыка балета может стать учебником для многих композиторов — настолько разнообразны приемы, которые использовал Станкович: каждый персонаж выписан, имеет свою характеристику. Балет можно назвать зримой музыкой. Все настроения зрители увидят на сцене: гротеск, сарказм, юмор, пародия, и в этом огромная заслуга хореографа, сумевшего талантливо прочитать музыкальный материал.

Балет-фантазия «Ночь перед Рождеством» — не первое обращение Евгения Станковича к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Широко известны его фолк-опера «Цвет папоротника», балет «Майская ночь», а сейчас композитор завершает работу над оперой «Страшная месть», которую Национальная опера поставит в следующем году.

— Мир, в котором мы живем, исчисляется многими столетиями. Мы говорим о Шекспире, Моцарте, Бетховене, Бахе, Достоевском, Шевченко, Гоголе. Это люди, которые обозначили разнообразность будущего, то, из чего оно может состоять, — подчеркнул Евгений Станкович. — Гоголь вобрал в себя то, что оказалось для человечества очень важным, его сочинения имеют те признаки, которые развивались в ХХ и в ХХI столетиях. Это и фантастика, и поток сознания, и совместное существование в биполярных мирах, и даже триллеры. Все это идет из фольклора, из сказок, легенд...

— Его образность уникальна и оказала большое влияние на многих композиторов. Гоголь стал одним из самых воплощаемых в музыке авторов, как Шекспир и Пушкин. Близость к музыке, слово, имеющее внутреннюю гармонию, которая очень благодатна для создания музыки, — бездонный колодец, из которого можно черпать бесконечно. И для меня он один из самых приемлемых для музыки писателей, я как музыкант постоянно «кручусь» возле его сочинений.

— Евгений Федорович, когда вы начали читать Гоголя?

— Начал рано — с детства Гоголь со мной, или, вернее, я с ним. И почти все у него люблю. Постоянно читаю, когда работаю, часто возвращаюсь на протяжении всей жизни, как к своему писателю, который не набивает оскомину по истечении времени.

— Вы много пишете на литературные сюжеты, сейчас завершаете оперу «Страшная месть». Можно ли в музыке, помимо сюжета, передать смысл литературного произведения?

— Повесть «Страшная месть» — очень глубокое сочинение с библейскими мотивами, в нем раскрываются темы добра и зла, предательства и мести, заслуженной в полной мере. Хотелось бы так передать, как у Гоголя, но это сложно, и практически никому не удается. Можно передать только свои ощущения — как ты ощущаешь этого писателя. Даже когда такие попытки делаются, каждый по-своему воплощает то, что он сам чувствует. Наверное, такой поиск более совершенного воплощения того, чего ты хочешь добиться, — это единственное, что движет человеком. И если человек испытывает эти, так называемые, творческие муки, значит, он еще живет на этом свете...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать