Пусть золотое время не кончается, это только на благо России
(The International Herald Tribune, США)
В своем недавнем интервью главный коммунист России Геннадий Зюганов назвал нового президента Дмитрия Медведева либералом, который, по мнению Зюганова, отражает чувства лишь пяти процентов населения. Весь остальной народ, сказал лидер коммунистов, продолжает верить в идеалы коллективизма.
Это — глубоко ошибочная точка зрения. В российском обществе происходит активный процесс внутренней модернизации. Первые осторожные шаги Медведева отражают новую реальность: он явно стремится укрепить средний класс, освободив малый и средний бизнес от опеки государства; он борется с коррупцией, которая сильна как никогда, и с чрезмерным влиянием силовиков, могущественных министров.
Он явно планирует нейтрализовать политическую оппозицию, кооптировав некоторые их идеи, а, возможно, и кое-кого из них самих. Вероятно, пытаться искать различия между Медведевым и Путиным на нынешнем этапе не совсем правильно: наверное, вернее будет сказать, что Медведев пытается действовать, опираясь на то, что его предшественник сделал правильно. В этом отношении право россиян на частную жизнь стало принципиально значимой темой.
Что же Путин сделал правильного за восемь лет президентского правления? Долго не раздумывая, я бы сказал, что при нем россияне получили беспрецедентную возможность жить свободной частной жизнью. Я не думаю, что Путин сознательно ставил перед собой такую задачу. Частная жизнь подобна курице, убегающей от крестьянина с ножом — она вырвалась из суровых рукавиц государства и с испуганным кудахтаньем скрылась где-то в кустах.
Однако власти не машут рукой на частную жизнь, не говорят: «Живите, как хотите, только меня не трогайте». Они стремятся использовать удовольствия частной жизни, которые стали доступны россиянину, не только чтобы отвлечь его от политики, но и как стимул развития государства. Лишенная четкой идеологической платформы многомиллионная армия путинских бюрократов сослужила верную службу государству, развив в собственной среде — дома и на даче — идеи гедонизма и наслаждения. Частная жизнь стала их главным «бонусом».
Но этого не случилось бы, если бы сами власти — в том числе и президент — не питали бы склонность, в которой они до конца сами себе не признаются, к роскошной жизни. Таким образом народ, бюрократы и элита оказались объединенными общей погоней за частным счастьем.
Учитывая скромный материальный достаток большинства населения, говорить о настоящем процветании, пожалуй, было бы опрометчиво. Но роскошная жизнь деловой и политической элиты и разных знаменитостей стала если не национальным объектом вожделения, то, как минимум, предметом яростных обсуждений, проклятий и подражаний. Народ терпеть не может магнатов, но если дочь бедняка выходит замуж за миллионера, ее семья почему- то забывает о своей ненависти. Стрелка жизненного компаса постепенно сместилась с отметки «национальная апатия» на «я тоже хочу жить лучше».
Частная жизнь никогда не была открытым предметом обсуждения в путинскую эпоху. Как если бы частная жизнь не являлась социальной реальностью, и лучше было бы ее не затрагивать, потому что основана она в значительной степени на деньгах сомнительного происхождения. И тем не менее — она была и остается вездесущей.
Частная жизнь — это переполненные рестораны по всей стране, это пробки на дорогах, загородные коттеджи, не уступающие особнякам в Баварии или Калифорнии, ночные клубы и дискотеки. Это только внешние признаки. Философия частной жизни взывает к вам с каждого бигборда и рекламного объявления. Интернет и телевидение пропитаны ею. Новости и политические программы были отданы на откуп Кремлю, но все остальное телевидение воспевает радости частной жизни — в песнях, мыльных операх, юмористических и прочих развлекательных передачах.
То же самое можно сказать и о печатных СМИ. Большинство журналов посвящено стилю — этого слова россияне не слышали лет двадцать. Огромное количество места как в глянцевых журналах, так в провинциальных листовках посвящено моде, сексу, еде, красивой жизни. Газеты тоже не отстают: их излюбленной темой стал досуг — семья, туризм и т.д. и т.п. Печатная пресса, как и телевидение, в основе своей лояльна Кремлю, но вопросы частной жизни она освещает, чтобы угодить читателю, а не Кремлю.
Мы получили тайную свободу подпольной частной жизни. Мы можем обучать своих детей практически всему, воспитывать их христианами или буддистами. Мы можем отправиться в путешествие — в зависимости от наших возможностей — в Италию или на остров Пасхи. Я подозреваю, что именно это и называется «авторитаризмом с человеческим лицом».
Но в какой степени этот авторитаризм обладает человеческим лицом? Если судить по политическому вектору последних лет, в этой формуле мало смысла. Но если взять чудовищную политическую константу российской истории, то можно понять, почему население положительно оценивало правление Путина.
В российской истории до середины XVIII века не было места частной жизни. Перемены начались 18 февраля 1762 года, когда ничем другим не отличившийся царь Петр III опубликовал указ о вольности дворянства. С этого дня все знатные люди получили право не служить государству, жить вне своих поместий и свободно путешествовать за границу. Эта дата положила начало российской частной жизни, которая стала истинно свободной лишь после революции 1905 года. И оставалась таковой двадцать лет.
В СССР первые признаки частной жизни появились после смерти Сталина. Настоящие исторические перемены начались вместе с перестройкой — коллективное «мы» постепенно уступило место индивидуальному «я», тем самым лишив смысла жизни многих бывших советских людей. Ельцин в 1990-е годы начал проводить радикальные реформы, но неизбежный хаос, который они породили, — забастовки, невыплата зарплат, дефолт 1998 года — вряд ли способствовал развитию частной жизни или подъему среднего класса.
Путин смог стабилизировать экономику и усилить государство, по ходу дела пожертвовав свободами а-ля Запад и оставив открытым вопрос о стратегическим развитии страны. Возникли предпосылки для частной жизни.
Однако на протяжении последних двух-трех лет правления Путина государство снова пустилось на поиски идеологии, которая смогла бы объединить россиян во имя единой духовной цели. Свобода частной жизни оказалась временной передышкой, чем- то вроде НЭПа 1920-х годов. Государство снова стало воспитывать молодежь, сблизилось с Православной церковью и начало всерьез рассматривать вопрос о введении обязательного религиозного обучения в начальной школе.
Если Медведев остановит эту атаку на свободы частной жизни, он обеспечит себе поддержку населения. Патриотизм и православие не могут стать государственной идеологией, они не обладают одинаковой притягательной силой для всех россиян. И, наоборот, при отсутствии контроля со стороны правительства частная жизнь за ближайшие годы настолько укрепится, что сможет устоять перед любыми пропагандистскими бомбами.
Спасение России в ее частной жизни. С ее помощью, постепенно создавая семейные ценности, Россия станет просвещенной и современной страной — и окажется в сообществе демократических наций.
Выпуск газеты №:
№111, (2008)Section
Панорама «Дня»